Хочешь в Лувр, езжай в Абу-Даби

Культура16/11/2017

Как сообщалось, в столице Объединённых Арабских Эмиратов Абу-Даби прошла торжественная церемония открытия филиала Лувра. В ней приняли участие президенты Эмиратов и Франции Халифа бен Заид Аль Нахайян и Эммануэль Макрон.
Здание музея, спроектированное французским архитектором Жаном Нувелем, которое само по себе уже стало произведением искусства, построено на острове Саадият недалеко от центра Абу-Даби. Площадь музея – 97 тыс. кв. метров, его венчает стеклянный купол диаметром 180 метров. На реализацию грандиозного проекта понадобилось 10 лет.

Лувр Абу-Даби – не филиал знаменитого парижского музея, хотя и носит его имя. Партнером Объединенных Арабских Эмиратов в этом проекте выступило Объединение музеев Франции, оно предоставило в аренду экспонаты (и обязуется это делать в течение десяти лет), а Лувр — ещё и своё прославленное в веках название. Но не навсегда, а на 30 с половиной лет (за аренду бренда Louvre арабы заплатили французам 400 млн евро).
Почувствовать волшебную красоту этого творения возможно только внутри. Внешне сооружение не привлекает внимания, его стальной купол со стороны видится почти невзрачным — очень большой, но не слишком интересный, во всех смыслах не блестящий.
Зато внутри посетителей ожидает счастье. Сквозь кружевной купол струится свет, преображая площадь, окружённую морем. На ней стоят белые кубы залов музея, между ними вода. Кубы символизируют, как говорит Нувель, белые строения арабских поселений и представляют метафору Медины. Природа — это наша связь с космосом, говорит Нувель, и в Лувре Абу-Даби она чувствуется. Как и всякий автор, архитектор долго представлял свое творение и напоминал, что прежний хозяин Лувра – король-солнце Людовик XIV.
Новый музей, однако, был представлен не как пример удачного международного сотрудничества, а как символ культурного универсализма, как воплощение нового типа музейного пространства и символ открытости страны всем культурам и народам.

Филиалы больших музеев в других городах и странах – дело в нашем веке привычное. Но ни один музей не получал ещё во временное пользование такого количества экспонатов высочайшего уровня. Сейчас в экспозиции триста вещей, привезенных из французских музеев, и такое же количество экспонатов из коллекции Лувра Абу-Даби. Местное собрание, надо признать, очень серьезное, но и Лувр, и Орсэ, и Центр Помпиду привезли произведения и знаменитые, и ценные. Универсальность и мультикультурализм нового музея проявляются в экспозиции довольно просто – здесь важно время, но не место. Поэтому рядом выставлены памятники разных цивилизаций, но одной эпохи.
«Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи — главная приманка Лувра Абу-Даби, своего рода заместительница или представительница «Джоконды». При этом она не менее прекрасна и до дыр в восприятии не засмотрена. За великую европейскую живопись отвечает также «Дама у зеркала» Тициана. Не обошлось, конечно, без портрета Наполеона кисти Давида, небольшого, но изысканного набора импрессионистов, беспроигрышного захватчика зрительского интереса – автопортрета Ван Гога, благо он написал их несколько. Есть Пикассо и Магритт. Так же полон знаменитыми (от Уорхола до Вэйвэя) именами и отличными работами раздел современного искусства.
Безусловно, Лувр Абу-Даби — вполне привлекательный музей для гостей столицы Объединённых Арабских Эмиратов. Как и обещано, всякий посетитель может найти здесь памятники своей культуры. Для русских это будет упомянутая греческая икона да новое произведение китайца Ай Вэйвэя «Фонтан света» — светящаяся люстра из стеклянных подвесок в форме «Башни Третьего интернационала» Татлина.