Голубь »мира», которому свернули шею

Вернисаж11/01/2023

Нвард Ерканян —художница из Еревана, проживающая в Венеции. В декабре она создала рисунок с азербайджанским мертвым голубем «мира», который широко распространился в сети и стал символом блокады Арцаха, продолжающейся уже месяц. О своем творчестве, ситуации в Нагорном Карабахе и влиянии художника на обстановку в мире Нвард рассказала в интервью Армянскому музею Москвы.

— Ваш рисунок They Came with “Peace” (Они пришли с «миром») разлетелся по Интернету и в какой-то степени стал символом блокады Арцаха и азербайджанской агрессии. Что вы чувствуете по этому поводу?

— Я быстро среагировала на то абсурдное видео «экологов» с голубями, которое тоже быстро разлетелось по Интернету. Этот образ женщины с дохлым голубем был таким символичным. Если бы он не был реальным, до него, может быть, никто и не додумался. Это и смешно, и грустно, и абсурдно. Я за 15 минут сделала рисунок, не ожидая, что он так разлетится по всему миру. Но я рада, что это помогло огласить ситуацию в Бердзорском коридоре — ту гуманитарную катастрофу, которая сейчас происходит. Я думаю, что работы художников могут помочь распространить информацию, потому что об этом мало говорят, а мировые СМИ почти ничего не пишут. Изображения имеют силу проникать в подсознание и касаться сердец людей, что не всегда можно сделать словами.

— На создание иллюстрации вас вдохновило это ужасное видео с азербайджанской «экоактивисткой», которая так сильно сжала бедного голубя, что он у нее умер в руке. А что еще?

— Я не знаю, можно ли это назвать вдохновением, потому что это более положительное чувство, чем то, которое мы сейчас все испытываем. Это просто попытка использовать методы, которые мне доступны. Я художник — я могу рисовать. Естественно, каждый человек, каждый армянин сейчас пытается хоть как-то придать огласке ситуацию в Арцахе, потому что это очень сильно нас беспокоит. Каждый хочет как-то помочь и повлиять на ситуацию.

— Как рисунок распространился по сети?

— Изначально я его опубликовала в моих соцсетях и уснула. А на утро, у меня были тысячи репостов. Иллюстрация даже появилась там, где у меня нет аккаунтов — в Reddit, на разных веб-сайтах. Конечно, уже без упоминания моего имени. Но это на данный момент меня мало волнует, потому что больше хочется, чтобы все узнали о происходящем.

— А что вы чувствуете по поводу ситуации в Арцахе?

— У меня есть там друзья. Некоторые сейчас находятся в Армении — не могут вернуться домой, некоторые сейчас в Арцахе. Ну, что я могу чувствовать? Я чувствую злость, несправедливость и немного растерянность, потому что не знаю, что со всем этим делать, как помочь людям. И неясно, когда и чем это все кончится. Поэтому чувства смешанные, в основном — бессилие.

— Как то, что происходит в Армении и Нагорном Карабахе отражается в вашем творчестве?

— Не знаю, если честно. Иногда, если что-то сильно меня задевает, я делаю какую-нибудь работу, но в основном мое творчество не сильно касается политики. После [44-дневной] войны я начала как-то выплескивать свои эмоции в таких маленьких иллюстрациях, которые мне помогают, и может быть, другим тоже. Это сложная ситуация. Иногда ты не знаешь, насколько правильной и полезной может быть твоя первая реакция на событие. Возможно, это может больше навредить, чем помочь.

  — Как это может навредить?

— Политическая ситуация в Армении сейчас шаткая. И нашим соседям это на руку — чтобы у нас внутри страны были конфликты. Поэтому я после [44-дневной] войны посчитала, что лучше немного притихнуть и посмотреть, как все будет развиваться. И в своих работах я тоже стараюсь быть осторожной.

— То есть, вы не часто рисуете на социально-политические темы?

— Я рисую только тогда, когда чувствую, что моя работа никак не может быть интерпретирована иначе, и это не может быть использовано против Армении.

— А какие темы, вам интересны?

— Один из моих проектов, над которым я долго работала, посвящен архитектуре советского модернизма в Армении. Я хотела придать значение этому архитектурному наследию, которое у нас должным образом не ценится, находится в очень плохом состоянии, либо от него остались только руины. Я работаю над проектом с 2016 года. Это где-то 30 иллюстраций, и в скором времени выйдет книга.

— Там будут только ваши изображения или текст тоже вы написали?

— Только изображения. Иллюстрации с предисловием от куратора и историка искусств Вигена Галстяна. С Вигеном мы работаем над разными проектами уже много лет. В прошлом месяце у нас вышла книга A Moment of Modernity (Мгновение модернизма), тоже посвященная архитектуре модернизма в Армении 60–80-х годов. В ней фотографии Вигена. Это первая книга нового издательства ManBan Visual Cultural Archive.

— Поговорим еще про ваши работы, мне лично очень понравилось изображение с девушкой, которая красит губы и использует полицейский щит в качестве зеркала. Я прочитала у вас на странице, эта работа была посвящена Революции 2018 года в Армении. Расскажите о ней.

— Да, я ее сделала именно в дни Бархатной революции, не помню, после или во время, но вдохновением послужил именно этот период. Дни революции, конечно же, для армян были важными, все были очень счастливы. И никто не думал, что через два года после этих событий случится война и все пойдет не так, как мы надеялись. Но в эти дни было много вдохновения, веры в будущее, потому что многие годы мы старались бороться против коррупции, против нелегитимной власти в Армении. Я лично очень активно участвовала в митингах и оппозиционных инициативах. Раньше никто не верил, что когда-нибудь получится сменить власть в Армении. И революция стала надеждой, что все пойдет по-другому, что у Армении наконец-то будет то будущее, которое мы хотим. Сама революция прошла мирно — что очень редко бывает — ни капли крови не пролилось. Также участвовало очень много женщин. Этот рисунок посвящен им — повлиявшим на мирные изменения в Армении. Другая работа, которую я посвятила женщинам, — A Moment of Power (Мгновение власти). Она о внутренней силе и стойкости, которая помогла нам во время 44-дневной войны.

— И вторая иллюстрация, которая мне очень понравилась: президент Турции Эрдоган идет по турецкому флагу, и полумесяц, изображенный на нем, стирается.

— На самом деле он тонет в крови. Иллюстрацию эту я нарисовала во время войны 2020 года — Турция в ней принимала активное участие.

— Мне кажется, благодаря рисунку с голубем намного больше людей узнало о том, что происходит сейчас в Арцахе. Думаю, мы сейчас можем только ждать и надеяться на лучшее.

 — Да, это то, что остается. Надеяться на лучшее, потому что ничего особо сделать нельзя. Я живу в Италии, многие армяне, которые живут вне Армении, пытаются как-то повлиять на местные государственные институты — пишут письма в парламент, собирают подписи — то, что мы делали в 2020 году. Но опыт показывает, что это мало помогает. Конечно, если в какой-то местной газете об этом напишут, уже чувствуешь себя услышанным. Нам остается жить, творить и делать свое дело. И каждый день стараться быть лучше. Успех и талант каждого гражданина Армении очень важен для нашей маленькой страны.

Беседовала Ангелина Асатрян, Армянский музей Москвы