Владимир Спиваков: «Надо видеть в каждой трудности возможность»

Мир и мы01/04/2020

В Московском международном Доме музыки, как и во всех театрах и концертных залах мира, сегодня тишина.

 

Афиша закрыта до 11 апреля, концерты отменены или перенесены на другие сроки. Владимир Спиваков, президент Дома музыки находится на самоизоляции, но уже открыл 24 марта онлайн-фестиваль “Владимир Спиваков приглашает… к экрану”. Фестиваль продлится, пока культурная жизнь страны возможна только в онлайн-формате. О том, что происходит сейчас в жизни Дома музыки, Владимир Спиваков рассказал обозревателю “Российской газеты”.

 

— Музыканты во всем мире выступают сегодня онлайн, играют в пустых залах, участвуют во флэшмобах. Вы собрали фестиваль видеозаписей. Как воспринимаете всю эту ситуацию?

— Что касается фестиваля, то, собирая программу, я сам удивился, как много концертов мы записали в последние годы с “Виртуозами Москвы” и Национальным филармоническим оркестром, с Домом музыки, с детьми моего Фонда. Там есть знаковые для меня вещи, которые будут интересны и музыкантам, и всей нашей аудитории.

Что касается происходящего, то, конечно, нам сейчас тяжело – и морально, и психологически. Я привык каждое утро в девять часов ехать в Дом музыки и репетировать с оркестрами, решать различные вопросы, заниматься. Рабочий день обычно заканчивался у меня в 10 вечера, поэтому мне сейчас сложно привыкнуть к другому ритму жизни.

Зато я ощутил невероятную волну любви к своим музыкантам и людям, с которыми я работаю, и, видимо, это обоюдно, потому что все последние дни я получаю от своих музыкантов по интернету, по SMS выражение таких же чувств. Мы связаны друг с другом, и опыт этой тяжелой истории, которую так драматично переживает весь мир, показывает, как мы должны беречь друг друга.

Мы должны постараться сейчас, как можно меньше общаться физически, исключить для себя и для других возможность даже минимального риска. Сейчас у нас нет репетиций и встреч, но есть возможность остановиться, оглянуться, подумать, поработать над будущими проектами. Дома у меня куча партитур, которые я подготавливаю сейчас для следующих программ.

 

— Что конкретно у вас открыто на столе?

— Третья симфония Сергея Рахманинова. Мы уже записали с Национальным филармоническим оркестром первые две симфонии Рахманинова, и, как мне кажется, получилось по-настоящему хорошо. Теперь я хочу записать Третью симфонию: однажды мы ее уже сыграли и отложили. Сейчас я как раз получил нашу запись, чтобы послушать и понять, над чем еще нужно поработать, что можно исправить.

 

— Записи делаются в студии или в Доме музыке?

— Мы записываем в Светлановском зале. К нам приезжают немецкие звукорежиссеры, привозят кучу аппаратуры. Это высококлассные специалисты, получившие не одну Grammy за свои записи для Deutsche Grammophon. Мы также записали диск для Deutsche Grammophon с молодым скрипачом Даниэлем Лозаковичем – концертные пьесы Чайковского. Этот диск имеет большой успех в мире, получил высочайшие оценки критиков.

Сейчас я готовлю к записи симфонию Рахманинова. Думаю, мир не изменится, каким он был, таким и останется. Как у Бродского,  “мир останется прежним… ослепительно снежным, и сомнительно нежным… мир останется вечным”. Если внимательно посмотреть, то еще в 2015 году Билл Гейтс впервые произнес речь о коронавирусе.  Многие философы, ученые говорили об этом еще раньше. Например, историк Юваль Ной Харари, написавший книги  ”Sapiens: Краткая история человечества” и ”Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня”, предсказал, как техника, искусственный интеллект изменят существование людей.

Нам нужно осмыслять все, что происходит сейчас, и быть готовыми ко всему. Управлять же государством в нынешней ситуации – это очень большое мастерство. Нам еще предстоит разобраться, откуда все взялось, почему все сейчас так происходит? В Писании сказано: Бог смерти не сотворил. В смерти виноваты люди.

 

— На этом строится вся история человечества от Адама, если говорить о Библии, но сегодняшняя смертоносная пандемия имеет планетарный масштаб.

— Конечно, мы не знаем, что нас ждет. И это нас пугает. Но важно, чтобы страх не парализовал волю, чтобы человек сохранил собственную цельность перед лицом силы. Панике все-таки не надо поддаваться, потому что она парализует человеческую волю. Вот, я видел запись, как мэр Москвы прекрасно прочел стихотворение Бродского “Не выходи из комнаты”, а я добавлю к этому слова Бродского: “Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть”.

 

— Практически уже сейчас понятно, как серьезно пострадают от этой ситуации проекты искусства, музыканты, артисты?

— Безусловно так, но все-таки нам не надо быть пессимистами, надо видеть в каждой трудности возможность.  Я отменил свои большие гастроли в Китае в апреле, где должен был дирижировать оркестрами в Пекине, в Шанхае, в Гуанчжоу и других крупных городах. ”Виртуозы Москвы” должны были лететь в мае в Латинскую Америку. Эти гастроли тоже, естественно, отменились.

Меня очень волнует мой фестиваль во Франции, в Кольмаре, который должен пройти уже в 32-й раз. Вся программа уже подготовлена, но состоится ли он, неизвестно. В сентябре у нас с НФОР запланированы выступления в театре Ла Скала: большая серия симфонических концертов. На днях руководители Ла Скала попросили выслать им мои фотографии. Значит, они все-таки надеются, что эти гастроли состоятся.

Но сегодня с точностью никто ничего сказать не может. У итальянцев самое сложное положение, поэтому я очень счастлив, что Россия оказала им помощь. Можно сказать, мы исполнили завет Достоевского, что “все друг за друга в ответе”.

 

— Во Франции тоже сейчас тяжелая ситуация, а у вас ведь живут там дети?

— Да, они сидят в Париже все по своим углам. На улицу выходят с бумажками, на которых написано: “Иду в супермаркет купить хлеба” или крупы. Все в масках. Пишут, чтобы я сидел дома и никуда не выходил. Я и не выхожу, в Дом музыки не езжу. Знаю, что каждый день там проводят дезинфекцию и соблюдают все меры предосторожности.  Дом музыки пустой, и это очень трудно принять.

 

— Многие концерты, которые отменились, уже невозможно вставить в программы следующего сезона, и получается, что весенняя афиша безвозвратно утрачена?

— Да, звучит, как у Марселя Пруста. И экономически ситуация действительно очень тяжелая. Но мы, как всегда в России, рассчитываем на сознание людей. Как говорится, и не то еще бывало. Но я думаю, что страна сделает важные выводы из этой истории и что теперь финансовая поддержка многих учреждений и отраслей будет пересмотрена.

Потому что многие думают так: вот, сидят люди в лабораториях, выращивают бактерии, чем они там занимаются? Ерундой. Но выясняется, что это не ерунда! Опыт сегодняшней ситуации показывает, что нужно поддерживать науку, нужно поддерживать врачей. Нужно поддерживать искусство, потому что искусство – это не только возвышенный имидж государства, но то, что формирует человека как человека, дает ему силы преодолевать все трудности.

 

Ирина Муравьева, “Российская газета”