Гагосян купил работу Энди Уорхола «всего» за $195 миллиона

Культура15/05/2022

Знаменитый портрет Мэрилин Монро, созданный Энди Уорхолом в 1964 году, стал самым дорогим произведением искусства XX века после того, как его приобрел американский галерист, «арт-дилер №1» Ларри Гагосян. Shot Sage Blue Marilyn обошлась ему в рекордные $195 миллионов на аукционе Christie’s. Все средства от продажи пойдут на благотворительность.

Очередные торги Christie’s завершились 9 мая. За лот, который, кстати, выставлялся последним, боролись по меньшей мере три участника. Победу за три с половиной минуты одержал Ларри Гагосян – владелец 19 галерей современного искусства Gagosian Gallery, открытых в США, Великобритании, Франции, Швейцарии, Италии, Греции и Китае. Известный арт-дилер предложил за портрет Мэрилин Монро $170 миллионов: в итоге с учетом аукционных сборов произведение досталось ему за $195,04 миллиона.

Таким образом, Shot Sage Blue Marilyn стала самым дорогим произведением искусства XX века, проданным на аукционе, самым дорогим произведением американского искусства, участвовавшим в торгах, и второй по стоимости работой в мире, проданной публично (самой дорогой остается картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» стоимостью $450 миллионов). Предыдущий рекорд принадлежит картине Жана-Мишеля Баския, которую в 2017 году купили Sotheby’s за $110,5 миллиона.

Издание Bloomberg отмечает, что арт-дилеры зачастую покупают произведения искусства для своих клиентов-миллиардеров. Ларри Гагосян, например, сотрудничает со Стивеном Коэном, Дэвидом Геффеном, Леоном Блэком и Рональдом Лаудером. Впрочем, дальнейшая судьба работы Энди Уорхола пока неизвестна: после торгов галерист отказался давать комментарии.

Журнал Forbes обратил внимание еще на одну интересную деталь: Shot Sage Blue Marilyn ранее уже была в коллекции Гагосяна. В 1986 году он продал это произведение швейцарскому коллеге, коллекционеру Томасу Амману. После его смерти в 1993-м управление галереей на себя взяла сестра арт-дилера Дорис, которая скончалась в прошлом году. И на этой неделе произведения из личной коллекции выставили на благотворительную распродажу.

И хотя сейчас трудно сказать, ознаменует ли покупка портрета американской кинозвезды начало новой эры для Гагосяна, ясно одно: на протяжении многих лет он остается самым известным арт-дилером в мире и, похоже, останавливаться не собирается. Недавно коллекционер подписал контракт с 27-летней Анной Вейант – самым молодым автором, присоединившимся к его империи, – а в марте его галерея объявила, что начнет принимать платежи в биткоинах.

Ларри Гагосян известен не только в профессиональных кругах и не только тем, что благодаря ему цены на произведения искусства выросли до невероятных масштабов. Галерист оказал влияние и на поп-культуру. Например, рэпер Jay-Z в совместной работе с Kanye West упомянул Ларри Гагосяна: «Call Larry Gagosian, you belong in museums».

Выход коллекционера на арт-рынок был далек от сотен миллионов долларов, как это происходит сейчас. В 1970-е он продавал репродукции плакатов по $20 за штуку, пока под свое крыло его не взял Лео Кастелли, который почти полвека был самой влиятельной фигурой на рынке современного искусства. В 1980 году Ларри Гагосян открыл свою первую галерею в Лос-Анджелесе, где продавал работы перспективных художников, таких, как например Жан-Мишель Баския. Так и начала строиться империя Гагосяна.

Не менее интересна история портрета Мэрилин Монро: и не только потому, что эта работа объединила два символа американской культуры – легендарную актрису 1950-х и короля поп-арта Энди Уорхола. Серия «Застреленные Мэрилин» называется так неспроста. В 1964-м, спустя два года после смерти кинозвезды, художник создал пять ее шелкографических портретов (на шалфейно-голубом (которую купил Гагосян), свело-голубом, бирюзовом, красном и оранжевом фоне), взяв за основу рекламный снимок Монро для фильма «Ниагара».

Завершенные работы пришла посмотреть знакомая дизайнера Дороти Подбер и поинтересовалась, может ли она их сфотографировать. По крайней мере так ее вопрос понял Уорхол. Однако вместо этого Подбер достала небольшой револьвер и выстрелила в стопку портретов – там не было лишь бирюзового. Дело в том, что «shoot» означает и «фотографировать», и «стрелять», поэтому художник не понял истинных намерений своей знакомой. Работы позже отреставрировали, но название сохранилось.

«Изображение Мэрилин, созданное Уорхолом, – несомненно известнее фотографии, на которой оно основано, что свидетельствует о ее неослабевающей визуальной силе в новом тысячелетии», – отметил Георг Фрей, партнер галереи Томаса Аммана. «Впечатляющий портрет отделяет личность от звезды: Мэрилин-женщины больше нет, ужасные обстоятельства ее жизни и смерти забыты, – добавил он. – Все, что осталось, – это загадочная улыбка, которая связывает ее с загадочной улыбкой другой женщины – Моны Лизы».

Армянский музей Москвы и культуры наций