Фейковое ограбление Национальной галереи

Культура11/04/2019

Последняя «культурная» новость поразила общественность в самое сердце: СМИ сообщили, что в Национальной галерее Армении похищено 626 экспонатов – «полотен, гобеленов, графических работ и скульптур». Одним словом, ограбление века. Информацию с удовольствием смакует интернет.

Не так давно прокуратура проверила ГНКО «Выставочный центр» и обнаружила «отсутствие наличия» 626 экспонатов общей стоимостью 120 млн 250 тыс. драмов, или 240 тыс. долларов. Это самое ГНКО в ноябре 2016 года по инициативе министра культуры Армена Амиряна было расформировано, а фонды переданы на хранение Национальной галерее. Министерство по идее должно было провести полную инвентаризацию. Была даже создана комиссия, которая, увы, поленилась проделать муторное дело.
В основу «Выставочного центра» легли произведения, собранные еще в передвижной мастерской-выставке, созданной в 1939 г. Габриелом Гюрджяном. Она была первой подобной в СССР. Художников организованно возили по районам республики для художественного отображения социалистической действительности. В экспедициях участвовали сотни армянских художников начиная с Мартироса Сарьяна. Авторы отдавали государству по одной работе и все были счастливы.
Со временем Минкультуры стало пополнять фонды «передвижки» приобретениями с различных выставок. Фонды из тысяч работ хранились в трех разных одинаково гиблых местах, где портилось почти все, кроме бронзовых и каменных скульптур. Государство никак не хотело раскошеливаться на цивилизованные помещения. После обретения независимости МК прекратило всякие приобретения (за редчайшим исключением) и передвижной мастерской-выставке пришел конец. Из ее останков и был создан «Выставочный центр». В фондах в основном были собраны весьма средние вещи, но также были очень приличные работы.

…Прокуратура отметила среди похищенных работу мэтра Сарьяна «Малый зал филармонии» 1965 года стоимостью 123 тыс. долларов и картину Ованеса Зардаряна стоимостью 4000 долларов. Кто и когда оценивал эти и другие работы, неизвестно. Директор Музея Сарьяна Рузан Сарьян считает, что «Малый зал» — наверняка эскиз витража для Малого зала. Так оно и оказалось. Огромный холст, думается, не нарисован Сарьяном, которому в 1965 г. было 88 лет. Это увеличенный вариант эскиза витража. Холст не украден, он в ужасном состоянии хранится в одном из хранилищ бывшего центра. А вообще-то фонды центра – графика и часть живописи – были перенесены в Национальную галерею, а прикладное искусство и сохранившаяся скульптура – в Публичную библиотеку.
На остальные 624 исчезнувших произведения приходится 120 тысяч долларов, то есть в среднем около 190 зеленых за штуку. Далеко не ценные вещи, что, однако, не означает, что Минкультуры должно было их профукать. Как это случилось и когда – должно разобраться следствие. Самое печальное: шум именно вокруг Национальной галереи, к которой ГНКО «Выставочный центр» не имело никакого отношения. Ничего перевезенное в музей не пропало. В результате всяких перемещений и смены хозяина потери были неизбежны – что-то украли, что-то вконец пришло в негодность. Нужна очень кропотливая работа со списками и прочими бумагами. Наконец, известно, что с 70-х годов Минкульт передавал различным организациям и присутственным местам с баланса на баланс или на ответственное хранение сотни различных произведений. Вот только один пример: открытому в 2015 году Музею-институту Комитаса на один год были переданы шедевры Терлемезяна, Тадевосяна и Суренянца, более полусотни произведений. С тех пор они назад не вернулись. Руководство музея упорно не возвращает их законному владельцу, игнорируя даже письма-требования руководства Минкультуры. С тех пор много воды утекло и разобраться с документацией, если сохранилась, чрезвычайно сложно. Ушли в мир иной директора, хранители фондов, завхозы и наконец воры. Короче говоря, предстоит очень сложный и протяженный во времени процесс. Вполне возможно, что многие произведения обнаружатся. Никакого тотального похищения не было.

* * *
Зачем надо было марать имя Национальной галереи – непонятно. Безграмотность безответственных журналистов, которым вдолбили, что главное – громкий заголовок или же злой умысел? Как бы ни было, джинн выпущен из бутылки. Интернет кишит примитивной информацией. Когда правда непременно будет восстановлена, ни одно из этих агентств и сайтов о ней уже не сообщит и в памяти пользователей и читателей останется фейковый факт ограбления Национальной галереи Армении и расхищения национальных ценностей. Так что авторам фейковой сенсации надо дать по шее или уволить. По большому же счету история отражает отношение Минкультуры к культуре.