«Если памятник Дуряну будет выглядеть иначе, считайте, что это не памятник Дуряну»

4 ноября рядом с Оперным театром впритык к могиле Александра Спендиаряна появился «авангардный» до невозможности памятник выдающемуся дирижеру современности ОгануДуряну. На церемонии открытия присутствоваливарчапет Никол Пашинян с супругой и другие официальные лица.

Памятник –пункт в списке юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию режиссера. Стандартная модель: если государство отмечает чью-то круглую дату, то непременно включает в список установку памятника. Маэстро Дурян, без сомнения, знаковый деятель армянской культуры и, конечно, достоин увековечивания. Но как и где – вот в чем вопрос. Автором идеи памятника считается врач и, как пишут, общественный деятель, ВаанВардапетян. Какую именно идею он выдал, неизвестно. Врачебная тайна. А известно то, что за осуществление идеи взялись народный художник Армении Гетик Багдасарян и архитектор СаакСафарян. Но принадлежит ли Вардапетяну идея трактовки образа маэстро и место установки? Неизвестно. В итоге имеем то, что имеем. Подобное видение пришлось по сердцу Алис Дурян, жене маэстро. Между тем и когда проект впервые появился в СМИ, и сейчас он вызывал и вызывает негативную реакцию ереванцев. Не таким помнят блистательного музыканта современники. Но проект получил высокую оценку свыше и играючи миновал все  преграды. Никаких обсуждений не проводилось, ничье профессиональное мнение не прозвучало. «Мне сказали: вы видели, какую шумиху подняли вокруг памятника ОгануДуряну, – отметил в своем слове варчапетПашинян на открытии памятника. – Я сказал: нет не видел… Когда я увидел фото, я был потрясен, потому что Дурян был для меня именно таким».

Какие еще могут быть после этого мнения, если конкретно таким, извините, «расчлененным» представлял музыканта премьер. И в этом именно месте. Без комментов.  В результате ОганДурян материализовался в бронзе в охранной зоне памятника архитектуры и культуры, что незаконно. А охранная зона – это здание оперы, площадь перед ней и с 1957 года стоящие тут (точнее, сидящие) Туманян со Спендиаряном и сквер. Спросят: а как же кафе вокруг? Они тоже вне закона. Но кафе сегодня есть, а завтра их нет. А вот еще одно произведение монументального искусства ни к чему, оно будет стоять вечно. Правда, тут нет ни особого искусства, ни монументальности, но все же…

Тщательно подобранные для участия в церемонии открытия граждане после того как спало покрывало совсем не ликовали. Дружные овации прозвучали только после вдохновенной речи Никола Пашиняна, который убеждал людей, что это самое оно. Чистый Дурян. Вот его слова: «Если памятник Дуряну будет выглядеть иначе, считайте, что это не памятник Дуряну». Он также поздравил и поблагодарил автора идеи, который выступил исключительно велеречиво. (Интересно, что на заре своего премьерства варчапет открывал сомнительного качества памятник АрамуМанукяну, врезанный в структуру памятника архитектуры, то есть метро «Площадь Республики».)

Так кто же придумал концепцию этого устрашающего памятника? Кто решил, что голова маэстро должна глядеть в небо, а голые руки без торса вылезать из стеклянных постаментов? Гетик Багдасарян или Ваан Вардапетян? Руки, отметим, слабо вылеплены, ну и, соответственно, отлиты из бронзы. Левая и вовсе напоминает надутую резиновую перчатку. Кстати, некое подобие такого памятника стоит и у отчего дома Паруйра Севака: голова, опять же не бюст, на базальтовом постаменте и, самое интересное, одна-единственная рука с сигаретой, проросшая из постамента. Ужас. И тоже, конечно, кто-то таким представляет Паруйра Севака. Но вернемся к маэстро. Опять же непонятно, кто решил, что памятник Дуряну надо ставить рядом с могилой Спендиаряна на фоне каких-то убогих кафе? Может, это мэрия, где уже несколько лет нет главного архитектора и нет худсовета. Оказалось, не мэрия. Иначе говоря, качество на всех этапах создания памятника никто не оценивал, кроме автора, Алис Дурян и Вардапетяна.

Памятник маэстро Дуряну с очевидностью показал, что крайне необходимо иметь экспертную на госуровне комиссию, иначе мы не сладим с неуправляемой рождаемостью некачественных монументальных изделий. За пределами Еревана подобные опусы и вовсе вырастают как грибы. Что касается замечательного музыканта ОганаДуряна, то он достоин увековечивания, но не в виде «авангардного» опуса.Пользуясь случаем, вновь призываем компетентные органы, прежде всего минкультуры, инициировать перезахоронение праха великого Александра Спендиаряна в пантеон. Ошибка давних лет, наконец, должна быть исправлена.

Пока суд да дело, памятник Дуряну вызывает ассоциации сгероем романа советского фантаста Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». А также центральным персонажем картины Брюллова «Последний день Помпеи» – то же положение левой руки. Чего только не бывает в искусстве…

За маэстро ОганаДуряна очень обидно: цельного образа этого яркого и харизматичного человека, Артиста создать не удалось. Вывод: прежде чем подкидывать идеи и художественно самовыражаться, нужно крепко подумать.