Дом правительства: дырки заделают, но осадок останется

На площади Республики 5 декабря состоялось красочное открытие ХХ Детского Евровидения, зажглась главная новогодняя елка. Радостному настроению участников и публики не помешал скандал местного масштаба, связанный с художественным оформлением Дома правительства. Скандал мгновенно оброс как снежный ком фактами, домыслами и досужими разговорами.

Все, как и многие-многие годы: мэрия занялась иллюминированием центральной площади столицы в связи с аманором, а еще Детским Евровидением. Граждане неожиданно встрепенулись, увидев, как рабочие дрелями буравят стены особо ценного памятника архитектуры – шедевра Александра Таманяна. Главные действующие лица, т.е. мэрия и МОНКС (Минобразования, науки, культуры и спорта), стали валить дырки в стенах друг на друга в поисках истинных виноватых. Мгновенно оживились СМИ и архитектурные деятели. «Зданиям нанесен непоправимый ущерб», «национальное преступление» и далее в этом духе. «Площадь Республики не рядовой памятник – это комплекс, за сохранение которого архитекторы всегда боролись», — возвестил Сашур Калашян. Уточнение: армянские зодчие никогда ни за что не боролись, кроме как изо всех сил не захотели строительства главной башни Дома правительства, как его задумал Таманян. «Изуродованные фасады» — истерично гиперболизирует архитектор и городской планировщик (?) нервный Сархат Петросян. Глава МОНКС Ваграм Жораевич Думанян поспешил отмахнуться: «Вопрос находится исключительно в ведении мэрии, которая должна восстановить первозданный вид памятника…»  Ему вообще не до подобных мелочей, он целиком занят академическим городком в Аштараке – городком из области ненаучной фантастики.

Такое создается впечатление, что Дом правительства попорчен глобально и всерьез. Вне всякого сомнения, что категорически нельзя ради праздничной иллюминации проделывать в стенах отверстия для монтажа светящегося декора. Памятник на то и памятник. Но будем справедливы: непоправимый ущерб Дому правительству не нанесен. Пока. Дело в том, что отверстия в стене через некоторое время непременно станут злокачественной проказой, которая разрушит отдельные камни. Заметим, что красный фельзитовый туф стен и песчаник цоколя не выдержали, к сожалению, испытания временем. Не те оказались породы по своим физико-механическим параметрам. Их губит в основном сырость – грунтовая и атмосферная. Буквально размытые, изъеденные сыростью фрагменты стен и штучные камни бросаются в глаза по всему периметру правительственного комплекса. Так вот дырки в будущем будут способствовать размыванию стен, в т.ч. резного декора, и т.д. Медленно, но верно вода проникнет в дырки, замерзнет, пойдут трещины, остальное понятно.

Как так случилось – можно предполагать с большой долей вероятности. Мэрия вознамерилась украсить площадь и связалась с некими дизайнерами, которые подготовили этот ущербный проект, не задумываясь, что имеют дело с памятником. Мэрия заявляет, что были проведены консультации с МОНКС, но тогда почему дизайнерам после консультации не запретили сверление дырок и вкручивание шурупов? Думается, и сами монксовцы, и даже сам министр Думанян, понятия не имели, что здание – памятник. Думанян вообще из другой оперы, вообще вне культуры. Позволим себе цитату из монолога варчапета Никола Пашиняна, прозвучавшего на открытии памятника Огану Дуряну. «…Многие не знают, что в 2007 г. мы вместе с Ваграмом Думаняном провели на этой площади (Свободы. – Ред.) ряд политических мероприятий». Министр при этом застенчиво улыбался… Так что новогодние лампочки ему, Думаняну, до лампочки! Вот что он еще заявил: «Все это оформление временное явление, поэтому министерство не обсуждает его на специальном научно-методическом заседании, а мэрия как организация обязана все восстановить. Будь то трещины или дыры – мэрия все восстановит». Сказал, как отрезал. Забыл, видимо, что памятники архитектуры и истории – прерогатива его ведомства. С уверенностью можно сказать, что познания Думаняна в этой области простираются не далее Гарни-Гегарда и Эчмиадзина. Ну и еще, может быть, Татева и Санаина.

Между тем дыр проделано много, но мнения разнятся – от 500 до 5000. Кстати, часто мелькает определение «зияющие дыры», что свидетельствует о незнании предмета и русского языка. В этом контексте «зияющие» — это насквозь, т.е. сквозная дыра.

Проблема внешнего вида Дома правительства не нова и стены начали портить давно. Железки, крючья, кольца, проволоки, какие-то приспособления для флагов мозолят глаза не одно десятилетие. Об этом «НВ» подробно писала еще в 2005 г. в статье «Правительству не до Дома правительства». Что-то потом подлатали, но процесс затормозился. Несомненный шедевр армянской архитектуры ХХ века нуждается в тщательном устранении дефектов, а также санации. Знаковое здание, где обитает исполнительная власть, это тоже лицо  страны, независимо от правительства. Необходимы комплексные реставрационные работы, а не просто заталкивание в «зияющие дыры» каменного порошка и цемента. Но, к сожалению, скорее всего так и будет.

Что мешает привести в порядок зодческий шедевр классика? Прежде всего незнание, а также непонимание: для подавляющей массы граждан страны памятник – это церкви, а потом и другие древности. А постройки Таманяна… Ни тебе таблички на зданиях или рядом, ни соответствующего желания что-то узнать.  Откуда дизайнерам-иллюминаторам знать, что к чему. Не говоря уже, что профессионалы предложили бы совершенно другие способы светового украшения без каких-либо дрелей и дыр. И тоже было бы красиво. Так вот Дом правительства нуждается в постоянном уходе и внимании. Совсем не стыдно частями запеленать его в пластик и начать реставрационные работы. Даже можно пригласить специалистов извне, к примеру, итальянских, великих мастеров по части реставрации и консервации памятников каменной архитектуры. Или греков. Как минимум они порекомендуют, какими особыми мастиками и составами надо запломбировать дырки и реанимировать прогнившие камни.

Несколько расширим тему и обратим внимание на другие сооружения Александра Таманяна. Без преувеличения все они вне особого внимания компетентных (слово прям замечательное) органов и архитекторов. К примеру, кто скажет, куда делись мраморно-бронзовые канделябры, установленные у главного входа Оперного театра? Можно упомянуть любое построенное им здание и прежде всего ЕрГЭС (1924), не говоря уже о том, что Дом правительства обезображен бесчисленными кондиционерами, нагло торчащими со всех сторон. Но попробуй тронь! Чиновники голову оторвут, ведь они так любят прохладу.

Сегодня трудящиеся массы, особенно Палата архитекторов, требуют наказания виновных. Но кого именно – нерадивых дизайнеров или не блещущих интеллектом чиновников мэрии и МОНКС? В конце концов, главные командиры могут не знать всех тонкостей, но почему они стали уходить в кусты – вот это проблема. В частности, Думанян. Его определенно стоило оставить на площади Свободы на предмет организации политических мероприятий. Может, и был бы толк. А то ведь МОНКС до сих пор не поставил точку в царукяновской эпопее со статуей Христа на горе-памятнике. Говорят, процесс идет…

* * *

В итоге прений мэрия обязалась восстановить внешний вид (?) здания путем заделывания дыр после демонтажа праздничной иллюминации. Впрочем, для пользы дела лучше не спешить. Ну а МОНКС промолчал, как если бы здание-памятник его вообще не касался. Как стало известно, заммэра Тигран Авинян сообщил, что «по части историко-культурных памятников запланирована большая программа». Блажен кто верует. Будем ждать.

Карэн МИКАЭЛЯН