“Демон и Ангел” вернулись в Ереван. Через четверть века

Президент Владимир Путин передал президенту Сержу Саргсяну работу кисти Михаила Врубеля «Демон и Ангел с душой Тамары», похищенную из Музея в Ереване. Произведение, а конкретно иллюстрация известного русского художника Михаила Врубеля, было передано в Третьяковской галерее, где президенты обеих стран посетили выставку работ Мартироса Сарьяна. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.

Эта работа – одна из иллюстраций, выполненных в 1891 г. Михаилом Врубелем к юбилейному изданию произведений М.Лермонтова, приуроченному к 50-летию смерти поэта. Иллюстрации – в числе шедевров, прославивших художника. После выхода книги они разошлись по рукам. Одна из них в дальнейшем сменила несколько владельцев и наконец была приобретена знаменитым московским коллекционером, доктором Ара Абрамяном. Свое собрание он передал в дар родине. Так в 1984 году открылся Музей русского искусства (колл. проф. А.Абрамяна), который стал одним из самых посещаемых музеев и культурных центров Еревана. Врубель привлекал всеобщее внимание даже в окружении других высококлассных экспонатов музея.
Беда грянула 4 июля 1995 года, когда ночью злоумышленники разбили крышкой от люка витринное стекло и проникли в беззащитный музей. Выкрали именно эту работу – явно по наводке, ведь рядом висели картины более красочные и «красивые». Не исключено, что был спецзаказ на Врубеля, чьих работ на арт-рынке немного. Ограбление вызвало в Ереване переполох. Только после этого Минкультуры снабдило музей решетками и охранной сигнализацией. Все попытки найти «Демона» по горячим следам успеха не имели: преступники (или преступник) никаких следов не оставили. Бывает и так. Казалось, «Демон» исчез навсегда и остался только на афише музея – именно эту работу выбрал художник.
Произведение Врубеля всплыло только в 2015 году благодаря усилиям российских правоохранителей. Как – неизвестно, да и неважно. Оно было в ужасном состоянии и буквально расползлось на множество фрагментов. К счастью, не пострадали лица Демона и Тамары. Реставратор Инна Соловова проявила высочайшее мастерство и смогла собрать воедино все фрагменты, вплоть до мельчайших. Отметим, что реставрировать акварель на бумаге гораздо труднее, чем масло на холсте. Думается, что реставратора нужно поблагодарить особо, ведь если бы не она… И, конечно, всех, кто способствовал возвращению врубелевского «Демона» в ереванский музей Русского искусства. Хорошо то, что хорошо кончается, даже через четверть века. Будем надеяться, что Министерство культуры предпримет все меры, чтобы обезопасить музей страны от ограблений. Любых.