Четыре плюс один

Культура21/12/2017

(Операция «скрипка» и немножко нервно)

И на старуху бывает проруха. «Старуха» в данном случае режиссер кинофильма «Три плюс два» Генрих Оганесян (на снимке с Арно Бабаджаняном и Вильямом Сарояном ), мастер комедии и искрометных розыгрышей. Всегда получалось смешно. Между тем в истории, которую автору рассказал кинорежиссер Юрий Ерзнкян, смеялись все, кроме Генриха Оганесяна.

Называю участников поименно: Арно Бабаджанян — композитор, Генрих Оганесян, Лаэрт Вагаршян, Юрий Ерзнкян – режиссеры кино, все молодые, только-только начинающие. Четвертый, Авет Карпович Габриелян, скрипач, но уже с именем. Хотя бы потому, что непризнанному музыканту скрипку «Гварнери» государство не отдаст. Между тем, когда музицируешь на ней часами, пусть даже скрипка трижды «Гварнери», но в комнате живут трое, она, конечно, не подарок. Мужчины, между тем, отличались не только талантами, но и остроумием, не оставляющим их нигде, включая Тишинский рынок Москвы.
Время было послевоенное, люди жили плохо и все, что могло прокормить, несли на рынок. Скрипка, даже самая никудышная, тоже чего-то стоила, и старушка, вынесшая инструмент на продажу, была рада получить за него хоть что-нибудь. Получила.
Но зачем скрипка понадобилась Бабаджаняну с компанией? Инструмент купили, принесли домой, спрятали в шкафу, а дальше произошло то, что произошло. Главным в придуманном друзьями сюжете было максимально правдиво разыграть переходящий в потасовку скандал, чтоб потом, как бы потеряв контроль, кто-то швырнул в обидчика скрипку Габриеляна. Бесценный «Гварнери» предстояло заменить на купленный по дешевке суррогат, а подменить оригинал вызвался Юрий Ерзнкян.
Операция началась с утра, как только Авет Габриелян вышел умыться, чтоб, вернувшись, приступить к своим бесконечным пассажам. Но тут предстоящий музыкальный момент предварил откровенно немузыкальный: в комнате разворачивался скандал с перспективой перетечь в рукоприкладство: трое будущих знаменитостей начали громко говорить друг другу нехорошие слова, грубо толкаться, все кончилось тем, что Генрих Оганесян швырнул в Лаэрта Вагаршяна скрипку. Музыкальный инструмент совершил в воздухе беспорядочный полет, хрякнулся о дверной косяк и рассыпался на части.
Авет Габриелян похолодел, побледнел, онемел и тихо осел на пол.
Но это была лишь прелюдия драмы.
— Ты что, совсем спятил, — прошептал на ухо Генриху подбежавший Ерзнкян, – я же не успел «Гварнери» подменить!..
Теперь уже побледнел, похолодел и обреченно пошел к двери Генрих Оганесян.
Тянуть дальше было уже опасно. Арно Бабаджанян протянул Авету Габриеляну целехонький «Гварнери» и вернул всех к жизни.

…Никого из этой великолепной четверки уже нет в живых. Современники тех трудных лет помнят их совсем