Чемпион по селфи в Армении, или Как луну «хранили» в холодильнике

Очень многое из того, что мы знаем, и что мы помним, донесли до нас люди с фотокамерой. По нынешним меркам невообразимо отсталой: ни по телефону с ней не поговоришь, ни письменного сообщения не отправишь и не получишь, ни песен Киркорова не послушаешь…

Не так давно мир нам и нас миру открывали люди с обычным фотоаппаратом через плечо. Назвать точное число мобильных телефонов сегодня не сможет никто, ведь у многих их по два и даже по три, а в совокупности они в карманах и сумочках почти 90% жителей планеты. Большинство телефонов снабжены фото- и видеокамерами: снимают все, снимают всех, снимают всегда.

Дозволительные границы нарушаются сплошь и рядом, а разрешительные возможности современных смартфонов, можно сказать, безграничны. Владельцы айфонов (когда вольно, когда невольно) становятся участниками скандальных съемок, ведущихся тайком и, как правило, без согласия снимаемых лиц, иначе говоря, превращаются в папарацци (съемки времяпровождения спикера парламента Армении Алена Симоняна в Греции – самое свежее тому подтверждение).

Фанатом, а в некотором смысле и чемпионом по «селфи» в Армении до недавних пор был премьер-министр Никол Пашинян. С ним нащелкано неимоверное множество фотографий с довольными жизнью и улыбающимися от счастья гражданами – сколько из них останется в памяти смартфонов, а сколько бесследно растворится в пространстве, будет зависеть от политической конъюнктуры и экономического состояния страны.

Словом, представить сегодня жизнь без телефонов с фотокамерами так же трудно, как в середине прошлого века предвидеть фотоаппарат «Зенит» с телефоном в нем. Фантастика!

Тем временем человек снимал на пленку все, что казалось ему примечательным (люди, события, вода, небо…). У кого получалось лучше, тех называли фотомастерами. Вазген Касабян, Леонард Недоля, отец и сын Немрут и Герберт Багдасаряны, Артем Экекян, Леонид Маилян – вспомнил лишь некоторых коллег, которыми не только восхищался, но и сотрудничал.

Но назову еще трех ереванских мастеров так называемой кабинетной съемки: Самвел Хандикян, Габриел Ханоян, фотоателье Мясникяна на углу улиц Терьяна и Саят-Нова в Ереване.

К ним приходили одетые в лучшее, благоухающие «Шанелями», (мужчины – «Шипром»), причесанные по последней моде.

Мастера съемки придирчиво оглядывали клиента, подбадривали, как перед операцией, ставили не только свет, но и улыбки, позы, выверяли композицию. Зато потом…

Потом лучшие фотографии выставлялись на витрину, и человек становился знаменитостью Еревана, а если был знаменит и без этого, то добавлял славы фотомастеру: смотрите, мол, какие люди ходят к нему фотографироваться: маршал Баграмян, певица Гоар Гаспарян, композиторы Арам Хачатурян и Арно Бабаджанян, гимнаст Альберт Азарян…

Любопытная особенность партийного истеблишмента: первые лица Армении (да и вторые тоже) на обозрение, как правило, не выставлялись. Их можно было снимать разве что за столом президиумов, на трибунах съездов, на правительственных похоронах. Тут за дело брались профессионалы из агентства «Арменпресс», но все равно, выходило скучно, уныло, однообразно.

Профессионалам выдавали дорогущие Canon, Hasselblad, Nikon – верх фотографической техники, сравнимой по цене и достоинствам со скрипкой «Страдивари» или роялем Steinway (хотя лауреат Ленинской премии, непревзойденный Василий Песков из «Комсомолки» лучшие свои снимки сделал обыкновенной «Лейкой»).

Но была еще армия фотолюбителей со своими «ФЭД», «Зенит», «Киев» отечественного производства. Особенно трудно по тем временам давалась ночная съемка, и тогда на помощь приходили рекомендации знающих людей.

Как быть, если надо снять на камеру ночной пейзаж, а луны на небе не хватает? То ли она зашла за облака, то ли в ночь съемки на небе лишь поблескивает молодой серп, то ли в нужную минуту она вообще не попала в кадр.

В таких случаях американский фотожурнал U.S.Camera рекомендовал зарядить аппарат цветной пленкой, сделать при полнолунии несколько снимков и после ряда манипуляций запаковать пленку во влаго- и воздухонепроницаемую упаковку и держать в холодильнике до тех пор, пока не понадобятся ночные съемки с луной.

…Старожилы помнят фотокорреспондентов, которые перед каждым матчем «Арарата» занимали места у самой кромки футбольного поля либо стояли сразу под трибунами. Кто-то им завидовал (ближе всех стояли к футболистам), кто-то покрикивал из-за того, что, мельтеша перед глазами, мешают смотреть. Фотоаппаратов, способных снимать на удалении, в то время не было не только у спортивных журналистов на ереванском стадионе, но даже у их коллег на лондонском «Уэмбли».

1966 год. Чемпионат мира по футболу. Предупреждение оргкомитета: «Фотокорреспонденты и кинооператоры не должны быть ростом выше 167 сантиметров. Лица, имеющие рост, превышающий указанный, будут мешать обзору с передовых мест на трибунах».

И никаких исключений, всех под одну гребенку….