«Большая боль его жизни»

Культура09/02/2022

Сенсационная находка картины Аршила Горки

Недавно была обнаружена неизвестная ранее работа выдающегося американского художника Аршила Горки. Она находилась под другой картиной и изображает комнату, освещенную солнцем. «Лето в Вирджинии» – так назвали ее дочери художника. «Здесь можно увидеть лето его армянского детства и лето в Вирджинии – они переплетаются. За этой легкостью видна тяжелая судьба художника, чья мать умерла от голода в годы геноцида, – пишет швейцарская газета «Нойе Цюрхер цайтунг». – Под теплотой и небесным светом красок в картине Аршила Горки большая боль его жизни».

Любовь и тоска по родной Армении красной линией проходит через все творчество художника.

Весной 1912 года в городе Ване к местному фотографу пришли красивая армянка с сыном. Фотограф, тоже армянин, нажал на спуск и через день отдал клиентам снимки. Кто бы знал, что этот снимок станет основой для одной из самых значительных и пронзительных произведений американского и армянского искусства. Случилось это много позже, в 1926 году. “Автопортрет с матерью” был подписан A.Gorky… Эта картина наряду с другими произведениями триумфально экспонировалась в музеях мира.

Аршил Gorky — артистическое имя Востаника Адояна (1904-1948), уроженца армянского села Хоргом близ Вана. Его жизнь — череда драм и счастливых мгновений творчества и воспоминаний об утерянной родине. Семья Адоянов, спасаясь от геноцида 1915 года, добралась беженскими тропами до Тифлиса, а затем до Батума. Через несколько лет они эмигрировали за океан. В Штатах талантливый юноша стал посещать рисовальную школу в Провидансе и вскоре уже сам преподавал в Нью-Йорке.
Его творчество началось со вполне фигуративных работ, он долго искал свою стилистику, увлекался Сезанном, Пикассо. И пришел в конце концов к сюрреализму, а потом и вовсе к абстракционизму. Абстракции его были так насыщены-перенасыщены чувствами и экспрессией, что его манеру стали называть абстрактным экспрессионизмом, а художника — лидером этого направления. Как оказалось, паренек из Хоргома не только обогатил американо-армянское искусство, но и значительно повлиял на художественные процессы века.

Интерес к его искусству не иссякает, о чем красноречиво свидетельствуют выставки, прошедшие в Филадельфии, Лондоне, Лос-Анджелесе и других городах мира. Каждая длилась по три месяца и пользовалась огромной популярностью зрителей, а также новой волной внимания профессионалов. Впрочем, секрет крылся и в том, что такой масштабной ретроспекции Аршила Горки еще никогда не было.

Их организовал Фонд американского искусства TERRA, который объединил усилия музеев, имеющих работы художника, коллекционеров, а также деятелей диаспоры. Была проделана огромная исследовательская работа, обнаружены новые произведения. В итоге экспонировалось почти 200 картин, рисунков, артефактов, много документов и фотографий — вся жизнь художника. Откровением для многих стали два фрагмента замечательного панно на тему авиации, которые Горки сделал для аэровокзала города Ньюарка в 1933-1936 гг. Они считались утерянными, потом оказалось, что их когда-то красили какие-то недоумки, причем не раз. Реставраторы очистили и представили миру эти шедевры монументального искусства. К выставкам были изданы альбомы и каталоги, в которых их авторы без колебаний внятно, избегая фальшивого политеса, описывают события 1915 года, сделавшие Востаника Адояна беженцем, навсегда утерявшим Родину — волшебный Хоргом.

“Я хотел записать мысли о нашем Ване и поделиться с ними, — пишет Горки сестре Вартуш. — Я работаю над картиной, рожденной из очень яркого воспоминания о нашем доме на Ванском озере. Временами я могу вдохнуть соленый запах его воды. Временами гонюсь за тонкостями, которые пытаются ускользнуть от меня. Размеры трех наших домов сочетаются с красными фруктовыми садами и голубыми палисадниками. Прямоугольные стены с маслобойками и глиняной посудой для печи. Армянские ковры, растянутые на стенах или скрученные, в поиске соприкосновения с пшеничными полями, деревьями, украшенными лоскутами материи, с армянскими журавлями и садовыми камнями. Все бережно завернуто в армянский букет Хоргома, весь мир в миниатюре и космическом величии, кровавая трагедия и скорбь, радость и творчество, жизнь и безжизненность, отжившее и еще не жившее, то, чему суждено жить и чему не суждено, исполненное движения и неподвижное — все содержится под защитой гор в теплой земле омытого солнцем Вана”.

Трудно сказать, как сложилась бы жизнь художника, не случись пожар в его студии в 1946 году — рок, преследующий армянских классиков, погубивший когда-то работы Мартироса Сарьяна, а в наше время — Минаса. А вскоре случилась автоавария, искалечившая правую руку художника. Все это плюс семейные неурядицы приблизили конец. Он умер 21 июля 1948 года… Востаник из Хоргома, чье творчество — часть общеармянского art-пространства.

Карэн МИКАЭЛЯН