Армянская мозаика

Мир и мы19/10/2017

Московский таксист Вааг Карапетян оказался матерым клофелинщиком

Таксист-отравитель заявил, что хотел оживить диктора Артура Битова

Жертвой таксиста-отравителя, орудовавшего в московском регионе, стал известный радиоведущий и один из самых востребованных дикторов в рекламном мире Артур Битов. На днях клофелинщик был задержан, его проверяют на причастность к множеству аналогичных преступлений, сообщает газета «Московский комсомолец» (18.10.17).

Как уже сообщал «МК», труп 53-летнего Артура Битова был найден 9 апреля этого года на улице Двинцев. При мужчине не было документов, поэтому его записали как неизвестного. Между тем его друзья и родные пока еще не подозревали, что с молодым человеком стряслась беда. Они хватились его только 12 апреля, начали поиски, а 13-го числа написали заявление в полицию. К поисковой операции привлекли даже экстрасенса — она поделилась информацией, которая действительно помогла найти Битова, но, увы, уже в морге. Эксперты установили, что он скончался от отравления этиловым спиртом в сочетании с клозапином.
А 16 октября на Симферопольском шоссе был задержан человек, которого теперь подозревают в убийстве диктора. 29-летний уроженец Армении Вааг Карапетян рассказал, что в ночь на 9 апреля вез радиоведущего на своем «Мерседесе». Он подобрал Битова, когда тот голосовал возле караоке-клуба «Пионер» на Садовом кольце. Уже в салоне он дал нетрезвому пассажиру бутылку из-под воды, в которой заранее смешал алкоголь с сильнейшим препаратом и стал ждать, когда тот заснет. Затем забрал мобильный телефон, снял наручные часы и… поехал в аптеку — купить нашатырный спирт. Его он разбавил с водой и влил в рот мужчине (якобы, чтобы привести того в чувство). У забора на улице Двинская он высадил Битова и даже позвонил в «скорую», сообщив, что человеку стало плохо. При обыске в квартире Карапетяна в подмосковном Серпухове нашли множество таблеток, часы и телефоны различных марок. Блюстители закона не исключают, что это вещи других жертв. Примечательно, что незадолго до задержания злодей подал заявление на получение гражданства. Частный извоз по Москве и Московской области у него был своего рода хобби. На жизнь же бомбила зарабатывал, торгуя шаурмой. Теперь ему придется ответить перед законом за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека, и разбой. Расследование преступления находится на контроле в Останкинской межрайонной прокуратуре.

 

В США создают базу данных по объектам недвижимости армян в Османской империи

Армянский юридический центр по вопросам правосудия и прав человека объявил о запуске проекта по созданию базы данных документов на объекты недвижимости армян в Османской Турции.

С подобным заявлением выступила исполнительный директор центра Кейт Наапетян, передает «Новости Армении». Проект по созданию базы данных утерянной, конфискованной собственности армян в ходе геноцида поможет подтвердить права армян на репарацию со стороны Анкары. Также, по ее словам, подобный архив станет надежным источником информации, который усилит возможности диаспоры в борьбе за справедливость в политической и юридической плоскостях. Как сообщает «Armenian Weekly», центр займется не только сбором физических документов, но и свидетельств о собственности тех, кто пережил геноцид, и их потомков.’

 

“Oни почему-то думали, что если вопрос задавать много раз, то моя армянскость как-то проявится”

«На этот раз я решил изучить два новых для себя региона — Дагестан и Азербайджан, вернее, область поисков у меня более узкая, это проход в Персию по восточному краю Кавказских гор вдоль Каспийского моря», — пишет в livejournal.com блогер и путешественник maximus101, которого задержали на границе Азербайджана по подозрению в армянском происхождении…

Переход российско-азербайджанской границы, как это здесь принято, прошел “весело”, я решил ехать в Баку из Дербента на поезде, чтобы можно было хотя бы лежа участвовать в “развлекательной” программе, которую устраивают здесь российские и азербайджанские пограничники, а не стоять в общей очереди на КПП. Как известно, и те, и эти активно изыскивают разного рода террористов. Наши исламских, азербайджанцы — армянских, мне “повезло”, что я оказался похож на всех разом. С печатями Турции, Узбекистана я стал клиентом российских особистов, а с признанием факта моего давнего пребывания в Армении — я задержал поезд, наверно, на целый час уже на азербайджанской территории, причем полное отсутствие хоть каких-либо отметок в моем паспорте о какой-либо армянскости не остудило пыл азербайджанских пограничников, они раз за разом заставляли заполнять меня одну и ту же анкету, где самой главной была графа “национальность”, они почему-то думали, что если вопрос задавать много раз, то моя армянскость как-то проявится, тем более мне сказали, что внешне я похож на жителя Еревана, но я почему-то упрямо писал себя русским. Через какое-то время я начал азербайджанцам очень мягко намекать, что они внешне на армян похожи много больше, что, собственно, так и есть, и тогда зачем мы здесь теряем время? В итоге здравый смысл возобладал, мне отдали паспорт и наш поезд двинулся в Баку. Нельзя сказать, что прохождение азербайджанской границы меня как-то утомило, но приятного в этом, естественно, было мало, это не говоря о целесообразности подобных допросов. Зато сам город Баку оказался ожидаемо хорош — красивые дома, машины, женщины, природа, здесь уже чувствуется изнеженность Персии, с суровым Дагестаном, конечно, не сравнить. Люди чрезвычайно доброжелательны, я даже сказал бы мягки в общении. Жалко, русским владеют далеко не все, например, в соседней Армении русскоговорящих намного больше…

Две армянки получили должности в ливанском правительстве

В ходе очередного заседания правительства Ливана принято решение о назначении новых членов Экономического и социального совета. Ими стали представители АРФД – доктор политических наук Нора Байрагдарян-Гапакян и Луиза Папоян-Азезян, пишет ливанская газета «Аздак».

Из 70 членов Экономического и социального совета 12 – женщины. И одна из них также армянка – это Асмик Тандзикян-Хури. Отметим, что впервые в составе совета сразу трое армян. Нора Байрагдарян-Гапакян получила степень доктора политических наук еще в 2004 году в Сорбоннском университете. Она преподает в Ливанском университете и в Офицерском лицее армии Ливана. Луиза Папоян-Азезян в 1994 году закончила Университет Сен-Жозефа по специальности инженерной психологии. Тоже преподает.

Армяне в духоборческих селах Джавахетии

Российский этнограф Светлана Инникова делится интересными наблюдениями и воспоминаниями о “духоборах” в Грузии, чья жизнь в Джвахетии так или иначе пересекалась с армянами.

Около 180 лет назад в Закавказье появились русские старообрядцы – молокане и духоборы. В Армении молокане поселились в 1835 году и основали Еленовку (Севан), потом возникли Никитино (Фиолетово) в 1842-м, Воронцовка (Ташир) в 1846-м, через год Воскресенка (Лермонтово). В Грузию через несколько лет переселились духоборцы: в 1841-1845 гг. на Джавахетском нагорье (Ниноцминда) в Ахалцихском уезде возникли девять их поселений, около 5 тыс. человек.
Многие исследователи объединяют молокан и духоборов в одно течение духовных христиан, хотя сами они время от времени спорят, кто от кого отделился. И в Грузии, и в Армении они мирно ужились с местным населением, вели достаточно скрытную жизнь и никогда никому не мешали. Отличались трудолюбием и хозяйственностью. После распада СССР появились у духоборов и молокан, как и у аборигенов, общие насущные проблемы, главная из которых – эмиграция, переселение.
Предлагаем публикацию из Sputnik Грузия, в которой российский этнограф Светлана Инникова рассказывает о духоборах в Джавахетии на фоне событий конца 80-х. О недавнем периоде истории армянских молокан также пишет российская журналистка Виктория Хан, не так давно побывавшая в Армении, в очерке «Эти «странные русские». Сравнительный анализ этих текстов напрашивается…

Джавахетские армяне активно двинулись на помощь своим собратьям, как только в Карабахе начались волнения. Когда они возвращались домой через Гореловку, неся в руках оружие, духоборам становилось страшно, пишет Sputnik Грузия со слов этнографа Светланы Инниковой.

Инникова рассказывает, что в мае 1989 года грузинское правительство, чтобы пресечь сепаратизм среди армян Богдановского района, решило вселить туда до тысячи аджарцев-мусульман, пострадавших от селей, — рассказывает Инникова.
“Духоборы же не хотели видеть в своих селах ни тех, ни других, поскольку и грузины, и армяне были для них “чужими”, — говорит этнограф, непосредственно участвовавшая в судьбе духоборов Гореловки.
В 1989 году она привезла письмо духоборов Гореловки в подотдел по национальной политике ЦК КПСС. Возможно, там были напуганы Карабахом, но через три дня ее пригласили “на разговор”.
Так началась история переселения духоборцев. Когда рушился Советский Союз, на границе Грузии и Армении было несколько русских сел. Они и составляли страну, которой не было на карте.

Все переселенцы в Россию были жителями одного, самого большого села – Гореловки. Духоборы, уехавшие из других селений, разъехались по России. Но и гореловские поначалу думали, что поедут все вместе. И искали такое место, где можно было даже объединенный сельсовет сохранить.
“Но одно дело — говорить о переселении, и совсем другое – решиться вот так, добровольно, покинуть родину, дом, могилы родителей и святые места, среди которых прошла вся жизнь”, — объясняет Светлана Инникова. Гореловка раскололась на два лагеря – сторонников и противников переселения. По разные стороны баррикад оказались соседи, лучшие друзья и даже родственники. Началось брожение.
И тогда молодые духоборы взяли на себя инициативу: 28 человек в октябре 1989 года первыми приехали в Россию и начали строительство на новом месте. А потом к ним стали подъезжать семьи. Первая волна была самая массовая – примерно 700 человек, и уезжали они с наибольшими потерями.
Многие заселяли семьи в России и возвращались продавать дома. Некоторые приезжали – а в их домах уже кто-то жил. Покупатели сбивали цены, и продажа домов растягивалась на несколько лет. Переселенцы ничего из коллективного имущества не получили, так как переселения колхозом, как это было задумано, не получилось.
Переселение длилось 18 лет, и за эти годы распалась страна, изменился политический строй и в России, и в Грузии, случилось несколько кризисов, обесценились сбережения, появились новые деньги. Маленькая община буквально попала в эпицентр этих событий. Духоборы из Грузии живут в России уже 25 лет. Целое поколение никогда не видело старой “Духобории”. И многие молодые люди уже отказываются от старых корней.

Виктория Хан

«Эти «странные русские»

Молоканские села находятся в 10-20 км от города. В села ходит автобус неопределенного цвета: то ли грязно-желтый, то ли бледно-оранжевый. Цвет отварной моркови в кожуре. Эти автобусы остались еще с советских времен, как и ржавые вывески “Гостиница”, “Аптека”, “Универмаг”. На лобовом стекле написанная от руки табличка “Фиолетово”. Водитель Мартун — армянин лет пятидесяти, с грустно опущенными уголками глаз, седыми кончиками волос и стареющей улыбкой делает долгую затяжку. Над его головой еще одна написанная ручкой табличка: “Проезд 150 драмов”.
— Знаете, молокане — они нормальные. Но странные. Понимаете, странные: ходят с бородой, не крестятся и не молятся, церкви у них нет, священника тоже. А в Бога верят. Как так? Непонятно, но главное верят. Крепко верят. Со времен Екатерины они здесь живут, а веру не сменили. И себе не изменили. А самое главное, знаете что? У них нет

ни капли нашей крови. У них даже вашей крови нет, российской — у них русская кровь. Вы думаете, в России русские живут? Нееет. Настоящие русские люди живут здесь — молокане.
На сегодняшний день в Армении осталось два села, где живут молокане — Лермонтово и Фиолетово. Остальные села хоть и сохранили русские названия, давно заселены армянами. Русские начали покидать Армению еще в начале 90-х, когда даже из камня не получался хлеб.
— Я знаю, к кому вам надо, — продолжал Мартун, — у меня в Лермонтово есть знакомый хороший — Андрей. Вам с ним будет интересно.
— Он кто?
— Как кто? Молоканин. Он живет в Лермонтово и вам обязательно надо с ним пообщаться. Я должен вас предупредить: они не любят прессу. Я много раз видел, как они закрывают окна и двери перед камерами. Видел, как с телевидения их снимали на камеру из-за угла. Поэтому вам надо к Андрею. Он любит общаться с журналистами, рассказывать и фотографироваться. Я вас довезу до его дома, а там сами разберетесь.
…Речь Кати разительно отличается от речи ее мужа — никаких признаков диалекта. Пока Катя суетилась у плиты, Петя рассказывал мне о молоканстве. (Молокане — секта, которая возникла в конце 17 века в России, примерно в то же время, когда в Европе начали появляться протестанты. За отрицание креста, церкви и священства российская императрица изгнала духоборов из России. Молокане рассеялись по всему миру — Кавказ, Закавказье, Ближний Восток, Америка. В России они тоже есть, в основном в Сибири.)
— А вы в России не хотите жить?
— А что Россия? Мы граждане Армении. Там, как и все приезжие, мы — иностранцы. Вот как получается: мы — русские, а нам гражданство не дають и вообще не признають людьми. А вот приезжають в Россию те же таджики или киргизы, да даже армяне, и через полгода у них российские паспорта. Я жил в Москве. Работал на заводе. Но без гражданства никуда. Ни отношения нормального к тебе, ни жилья, ни нормальной зарплаты. А мы, молокане, в отличие от русских не пьем — работаем.
— Петь, ну ты же тоже русский, — смеется Катя.
— Русский, но с армянским паспортом, значит не русский, — упрямится Петя.
Петя — мужчина лет сорока, смуглый брюнет с карими глазами. Он совсем не похож на голубоглазых односельчан.
— Ну ладно, Петь, поди чайку с нами попей. Мы и здесь, Бог дает, живем, — у Кати приятный мягкий голос, чистая речь и открытое доброе лицо, — привыкли уже. Родители наши тут жили, а им было тяжелее. Войну пережили. Трудно, тяжело, но жаловаться тоже грех. Вот денежку накопили — ремонт делаем. Сын школу закончит, надо его учиться отправлять. Надо денежку собрать. Старшие дети в России сами стараются, но все равно хочется и им помочь. Молоко-сыр, мясо на рынок отвезем — отложим. Ничего, так потихонечку живем. Кто работы не боится, тот не пропадет.

…Семья Арининых — классическая семья. Не только в Фиолетово, но, как мне показалось, во всем мире. Семья, состоящая из нескольких поколений, в меру большая, в меру обеспеченная. Сказать, что Аринины нищенствуют, нельзя, но они и не миллионеры — середняки. С утра до вечера они трудятся, с перерывом на обед и послеобеденный сон. Завершение работы, ужин за большим столом и отдых. Во дворе у них живут пес Дружок, коровы с телятами, а в подвале — ежи. Они живут в центре села в небольшом доме. Ругаются, мирятся, дуются друг на друга. У деда Петра, старого больного человека, старческие капризы. У Даши, младшей дочери, переходный возраст, а у Леночки, внучки — зубки режутся.
— Все на меня шумят нынче, злятся, — не выдерживает под вечер тетя Надя, когда все расходятся по комнатам, — пойдем на скамейку, погрызем, — она засыпает в карман семечки, и мы выходим на скамейку к воротам.
Это удивительная часть сельской жизни — вечернее сидение на скамейке с семечками. Каждый вечер по всей Армении в селах и провинциальных городах жители сидят на скамейках во дворах, парках, скверах. Грызут семечки, играют в нарды. Из соседнего дома выходит близкая подруга семьи — тетя Таня.
— Ой, девки, а чой-то вы, сядите, не работаете, грызете туть? Надек, дай семечек.
— Айда с нами посиди чуток, Танек.
— Не, Надь, пойду. Сейчас оглоеды мои придуть, надо кормить.
Фиолетово разительно отличается от Лермонтово: больше, чище, богаче.
— У нас сейчас появляется то, что в Фиолетово появилось уже лет десять назад, — говорил Петя. Так оно и есть. Фиолетовцы подтверждают: у них и комбайны давно есть, и косилки. Да и дома большие, обустроенные. Не у всех, конечно, — все зависит от материального положения семьи. У Арининых нет ни комбайна, ни косилки — вся работа руками. У молокан большие руки, даже у детей. Люди, веками живущие физическим трудом, не рождаются с руками пианиста.
…Тетя Надя встает в пять утра, чтобы подоить корову перед выгоном на пастбище. Она готовит завтрак, обед и ужин и еще что-то, чем можно удивить и полакомить. Делает сыр и сметану, кормит свою большую семью, пса и ежей в подвале.
Тетя Надя, Катя, тетя Таня — русские женщины в Армении. Настоящие женщины. Они работают наравне со своими мужчинами, рожают детей, хоронят родителей и не ищут лучшей жизни. Хотя иногда мечтают. Женщины везде остаются женщинами: работящие, иронизирующие тонко и незатейливо одновременно, верные своему дому, мужьям и Богу.
Как небольшая часть России оказалась в Армении и живет до сих пор, так и осталось для меня загадкой. Пока я жила среди них, я подумала, что они — далеко не самая худшая часть России. Стойкие, верные, верующие. Они смогли не утратить что-то очень важное и едва уловимое, чего давно уже нет в России. Мораль? Нравственность? Или нравственность в условиях общемировой морали? Об этих странных русских по всей Армении ходят легенды, мифы и слухи. А на родине, в России, о них знают единицы.
— Где же ваша родина? Здесь или там?
Дядя Федя разводит руками:
— Так мы же русские. Такие же, как и вы. Просто ушли из России — вера у нас другая. Нас не выгнали, ты не слушай — мы сами ушли.
Все разъяснила Катя:
— Мы вроде русские, не армяне и с ними не смешиваемся. Но болеем мы за Армению. Наши предки здесь, родители похоронены. Да и нам здесь доживать. За Армению и болеем, переживаем. Может, и дети сюда вернутся наши, внуки. Родная земля, она знаете, так. Где мама с папой похоронены, там и Родина.
(С сокращениями)

 

Вардан Грегорян: “Игнорируя образование, вы предаете страну”

На днях с выпускниками и преподавателями Американского университета Армении встретился один из известных представителей армянской диаспоры — бывший директор Нью-Йоркской публичной библиотеки, 12-й председатель Корпорации Карнеги Вардан Грегорян (на снимке справа вместе с Джорджем Клуни и Рубеном Варданяном).

Представляем отрывки из выступления Вардана Грегоряна в Американском университете.

О честности
«Бабушка говорила: все можно поставить под сомнение — внешность, интеллект, но никогда не позволяй ставить под сомнение твою честность. Если лишишься честности, потеряешь все и станешь банкротом. Можно быть богатым, но не иметь ничего».
Об образовании
«Каждый учитель, уроки которого я посещал, стал для меня лидером, ментором, стремящимся, чтобы я добился успеха. Мои учителя ставили перед собой задачу: сделать так, чтобы я стал успешным.
В каждом учащемся человеке есть нечто, что нужно выявить, пробудить в нем любовь к образованию. Мне повезло — всю мою жизнь незнакомые, чужие мне люди играли для меня роль отца, как, например, Симон Врацян (премьер-министр времен Первой Республики. — Ред.)».
О библиотеке
«Когда я ушел из университета Пенсильвании и стал работать в Нью-Йоркской публичной библиотеке, мне говорили, что она обанкротится в течение года. Многие спрашивали, зачем мне это нужно? Но библиотека для меня — очень дорогое место. Она является свидетельством демократии и ДНК цивилизации».
О богатстве
«Богатый умирает в бесчестии. Значит, у него не хватило воображения инвестировать свои деньги для общества. Пока ты жив, ты должен инвестировать во благо общества и нации. Я усвоил этот урок у Дейла Карнеги».
О диаспоре и местных бизнесменах
«Армения должна быть глубоко благодарна армянской общине США за создание Американского университета в Армении. Однако Армения не должна выступать лишь получателем. Она должна процветать изнутри, за счет инвестиций местных предпринимателей. Они должны помогать армянским университетам. Мы любим повторять, что армянский народ любит книгу, свою культуру, архитектуру, однако на практике эту любовь не применяем. В США благотворительность является обязательным условием. Если человек богат и не занимается благотворительностью, это позор. Было бы замечательно, если бы в Армении думали так: «Да, диаспора сделала свое дело, а я исполню свою часть работы, так как это наша страна». Накопленное в этой стране за 20 лет после обретения независимости богатство должно быть повторно вложено здесь.
Тот, кто игнорирует образование, научно-исследовательские учреждения, вузы, предает страну. Печально видеть, что наши ученые плохо оплачиваются. Наш народ достаточно богат, чтобы не позволять такое».
О благоустройстве Родины
«Армяне делали инвестиции в Сингапуре, благоустраивали Париж, Вену, весь мир, но за всю историю не уделяли должного внимания этому региону. Теперь этому нет оправдания. Мы должны инвестировать в нашу страну».
Вардан Грегорян родился в 1934 году в Тебризе (Иран). Переехав в США, с отличием окончил Стэнфордский университет. В 1981 г. стал директором Нью-Йоркской публичной библиотеки. В 1988 г. возглавил Брауновский университет, затем стал 12-м председателем Корпорации Карнеги в Нью-Йорке. Он является членом Совета попечителей UWC Dilijan College, официально открывшегося 11 октября.

Екатерина ПОГОСЯН,
mediamax.am
(С сокращениями)