Армян Абхазии хотят расколоть

Архив 201025/12/2010

Провокаторы, выступающие от имени амшенцев, призывают соотечественников отказаться от апостольской веры
21 декабря армяне Абхазии избрали нового лидера. Если бы всегда выборы проходили так гладко и демократично… Прозрачность процесса голосования и равенство кандидатов отметили все делегаты третьего съезда армянской общины. В результате тайных альтернативных выборов главой организации стал руководитель ее столичной структуры, член Общественной палаты республики Сурен Керселян. Бывший председатель Гарегин Казарян легко смирился со своим поражением, поздравил преемника и пообещал ему во всем содействовать. И тем не менее споров в ходе съезда избежать не удалось. Противоречия возникли в вопросе, который, казалось бы, ну никак не мог стать предметом дискуссии. Недовольство определенной части общины вызвал призыв оказать содействие строительству в Гагре армянского храма.
Имея в виду опыт прошлых выборов главы общины, делегаты съезда, собравшиеся с доме культуры села Мачара Гульрипшского района, были настроены на острые баталии и готовились даже противостоять открытому вмешательству со стороны властей. Но, к счастью и к чести правителей непризнанной республики, на этот раз не было предпринято попыток даже косвенного воздействия на выбор армян. Быть может, причина в том, что все три потенциальных кандидата были для президента Багапша вполне приемлемыми партнерами. Иначе было три года назад, когда власти не скрывали своих пристрастий к одному из кандидатов. Как и следовало ожидать, именно он и стал победителем. Причем выборов как таковых не было, так как все соперники фаворита вынуждены были взять самоотвод. В результате безальтернативного голосования председателем общины стал влиятельный сочинский бизнесмен Гарегин Казарян. Российское сетевое издание “Эхо Кавказа” в связи с этим пишет: “В начале лета 2007-го на втором съезде руководство Абхазии “продавило” на эту должность “своего” человека. Он из уважаемой сухумской семьи, но давно уже жил в Сочи, где занимался бизнесом. Широкой общественности республики был неизвестен, но зато активно помогал Сергею Багапшу в период избирательной кампании”. На этот раз Казарян проиграл уже в первом туре. Во втором туре глава сухумской общины Сурен Керселян набрал 94 голоса, а его соперник и в то же время друг — вице-спикер Народного собрания Сергей Матосян — 62.
Заметим, что, несмотря на все былое, у нового руководства к Казаряну претензий нет. На своем посту он сделал немало для защиты интересов соотечественников и для развития связей с Арменией. Его активность и последовательность особо ценят в Эчмиадзине, так как именно после прихода Казаряна с “мертвой точки” сдвинулось почти замороженное строительство армянского храма в Гагре. Но, как ни странно, кое-кто именно это сейчас вменяет в вину бывшему лидеру общины. Отчитываясь перед делегатами третьего съезда о проделанной за три с половиной года работе, Гарагин Казарян поделился доброй вестью — рассказал о том, что 12 декабря над строящейся церковью был поднят купол и установлен крест. В то же время он посетовал на недостаток средств для завершения отделочных работ и призвал соотечественников делать пожертвования. “Помогите своей церкви. Убедительно вас прошу, хоть копеечку, хоть рубль, но каждый армянин должен туда принести. Ведь это наш Божий храм”, — сказал председатель в своем отчетном докладе. Этот его призыв и вызвал разногласия.
Дело в том, что не все абхазские армяне считают себя последователями Апостольской церкви. Большинство наших соотечественников, живущих на восточном побережье Черного моря, — выходцы из западноармянской провинции Амшен, конфессиональный состав населения которой всегда был весьма пестрым. Там апостольские армяне мирно уживались с соотечественниками, исповедующими православие, католицизм, протестантизм и даже ислам. В годы коммунистического богоборчества о религии все дружно забыли, а когда стали возвращаться к истокам, многие амшенские армяне предпочли стать ортодоксами, так как это было удобно. Так легче быть “своим” в стране, титульная нация которой исповедует православие. В результате община оказалась расколотой на две части. Одни ходят молиться в абхазские и русские церкви, а другие за отсутствием в республике армянского апостольского храма молятся дома и с нетерпением ждут освящения строящейся в Гагре церкви. Задачей Гарегина Казаряна было объединить всех армян, будь они амшенскими, “ереванскими” или “грузинскими”. У него нашлись оппоненты. В интерет-форумах и социальных сетях некие активисты, представляющиеся амшенцами, начали массированное наступление на Казаряна. Вот что пишет один из таких “активистов” на сайте “Абхазия.орг”: “Армяне-амшенцы — православные. А откуда взялся этот Казарян? С Еревана что ли? Уж не знаю, сколько здесь “эчмиадзинских” армян, но по-любому в упор не пойму, с какой радости каждый армянин-амшенец на это должен денег давать…” Обвиняя бывшего главу общины в “насаждении” воли Святого Эчмиадзина, Казаряна оппоненты называют “Гарегином Третьим”.

Нетрудно догадаться, от кого именно может исходить инициатива дискредитации инициативы, направленной на объединение абхазских армян. В непризнанной республике есть влиятельные люди, которых не устраивает единство и самостоятельность армянской общины. Не секрет, что наши соотечественники, по численности почти не уступающие представителям титульной нации, лишены доступа к реальным механизмам управления страной. Нет их и в крупном бизнесе. Определенные силы просто не подпускают армян к местам под солнцем. И это несмотря на грандиозный вклад, внесенный нашими соотечественниками в дело построение абхазской государственности. Замечу, что силы эти следует искать не в высшем политическом руководстве непризнанной республике и не в канцелярии Абхазской православной церкви, а скорее среди представителей чиновничества. Как бывший, так и новоизбранный лидер общины пытаются этой политике противостоять, за что и удостаиваются “ударов ниже пояса”. Обидно то, что удары эти наносятся нашими же соотечественниками, становящимися игрушками в чьих-то нечистых руках.