Архитектор Кюрегян, он же виноградарь из Азоло

Архив 201521/03/2015

В Музее-институте армянской архитектуры открыта весьма примечательная выставка: впервые перед соотечественниками предстала жизнь и творчество архитектора, исследователя и национального деятеля Левона Кюрегяна (1871-1950). На вернисаже, в частности, присутствовал его внук, также архитектор, преподаватель Венецианского университета Армен Кюрегян, представители города Азоло, где жил архитектор.
Левон Кюрегян, к большому сожалению, мало кому известен в Армении, между тем это был замечательный архитектор. В нем, казалось, сфокусировалась судьба западно-армянского интеллигента, потерявшего родину, но навсегда сохранившего честь и достоинство своего этноса. Жизнь Левона Кюрегяна была полна драм, но в то же время блестящих профессиональных достижений и радостей армянина, по мере сил и возможностей внесшего свой вклад в интеллектуальную и общественную жизнь родного народа.
Он родился в Трапезунде и поначалу учился в местной школе Мхитаристов, позже в Венецианском училище Мурад-Рафаелян. Дальнейший путь пролегал в Рим, где Левон обучался в Королевском институте изящных искусств, а в 1896-м получил диплом архитектора в Королевской школе технологии и инженерии. Он вернулся в Константинополь полный надежд, но… В своих воспоминаниях Левон пишет, что когда над армянами вновь после константинопольской резни 1895 года стали сгущаться тучи, ему с огромными трудностями удалось бежать и найти убежище в Софии. Его диплом в Болгарии был признан официально и Кюрегян активно включился в работу. Он построил немало зданий, прежде всего это “типовой” проект Агробанка для Софии и других городов и театр в Варне, где он стал победителем международного конкурса. Театр Кюрегяна и по сей день одна из достопримечательностей Варны.
В 1898-м он вернулся в Константинополь. Всего за девять лет построил более 40 жилых домов, вилл, церквей, палаццо, павильонов, школ, больниц. Для армян и турок. Он встал в ряд наиболее известных архитекторов-армян, которые строили и обустраивали Константинополь и другие города империи. Кюрегян был универсальным и многогранным архитектором, знавшим все тонкости традиционного армянского и европейского классического зодчества. Все, что проектировал Левон Кюрегян, отличается ярко выраженным изящным стилем, живописными фасадами, удобством и функциональностью. Пройдя школу европейского рисунка, он сам рисовал весь проект, включая декор, орнаменты, интерьеры и детали. (Кстати, Армен Кюрегян привез с собой прекрасную акварель деда.) Так исключительно плодотворно Левон Кюрегян работал вплоть до 1907 года. В тот год, как бы предчувствуя будущую катастрофу, неожиданно для окружающих и как бы без всяких видимых конкретных причин Кюрегян с женой Мариамик и пятилетним Ованнесом уезжают в Италию. (Предчувствия, увы, не обманули его: в 1915 году 54 родственника Левона были убиты турками. Из 16 тысяч армян Трапезунда уцелели в лучшем случае менее ста.)
Любопытно, что в 1911 году он по заказу правительства проектирует павильон Османской империи для международной выставки в Турине, а также назначается представителем Порты на Международном конгрессе архитекторов в Риме. В 1910-1913 гг. Кюрегян совершает множество исследовательских экспедиций по Италии — в Равенну, Истрию, Далмацию, Брианцию — для изучения византийских и романских памятников с главной целью — найти свидетельства влияния армянской архитектуры на романскую. Сохранились его записи и обмеры десятков памятников. В это же время Левон Кюрегян строит в Триесте в армянском традиционном стиле часовню-усыпальницу для семьи Айтиян. Геноцид стал поворотным событием в его жизни — он на время оставил практическую архитектуру, занимался исследовательской работой, а также общественно-патриотической деятельностью. В частности, принимал большое участие в лоббировании “Армянского вопроса” и его возможного решения. Он близко общается и дружит со многими видными деятелями итальянской культуры и политики, как то: композитором Малипьеро, художником Де Мариа (сценографом знаменитого Д’Аннунцио) и другими. Энергии Левона Кюрегяна хватает на организацию в Падуе Союза армянских студентов; на подготовку записки по “Армянскому вопросу” для Коррини, консула Италии в Трапезунде — свидетеля резни армян, разоблачавшего турок в том числе в газете Il Messaggero (авг.1915 г.). Он становится членом армянской делегации, которая в Париже обсуждала территориальные вопросы Армянской Республики.
После резни в Смирне (Измир) в сентябре 1922 года, когда турецкая чернь разгромила и предала огню армянские и греческие кварталы города и убила тысячи греков и армян, Кюрегян навсегда отошел от архитектуры. Он принимает решение окончательно обосноваться в Италии, в маленьком городке Азоло. В 1924-м строит свой дом на одном из холмов и называет его Villa Ararat. Это был последний проект Левона Кюрегяна. Он занимается своими виноградными садами и пишет на темы современной национальной истории, а также классической армянской архитектуры. К концу Второй мировой войны Вилла “Арарат” становится прибежищем для армян — советских солдат, попавших в плен к немцам и освобожденных. После окончания войны случается удивительный пассаж: однажды к Кюрегяну является делегация из Еревана и приглашает его в Армению. Будучи тяжело больным, Левон Кюрегян вежливо отказывает посланникам. В сентябре 1950 года он скончался в Азоло, где и был похоронен.
Его сын, Ованнес Кюрегян, также стал архитектором. По стопам деда и отца пошли Армен, Манник и Айк (ум. в 1985). Своих наследников Левон Кюрегян вырастил настоящими армянами — родившись и живя в Италии, они владеют языком и проявляют живой интерес к Армении. В ближайшем будущем из Италии будут привезены архивные материалы о творчестве Кюрегяна и других архитекторов-армян диаспоры.