Арам Карабекян. Уйдет или нет — вопрос решен

Архив 200926/12/2009

23 декабря в отеле “Армения-Марриотт” состоялась встреча деятелей культуры с видным музыкантом дирижером Арамом Карабекяном. Включая министра культуры, известных композиторов и т.д.

Маэстро сообщил о своем решении покинуть пост художественного руководителя Госкамерного оркестра Армении.

Последней каплей в чаше терпения дирижера, как оказалось, стала нота протеста оркестрантов — немногосложное письмецо, где 17 из 23 членов оркестра заявили о своем нежелании работать с Арамом Карабекяном. Редкий случай, когда виртуозы в игре на музыкальных инструментах сами стали инструментом, но… карательным. Во всяком случае выступившие “против” именно так и считали: “Король умер — да здравствует король!” Одной из главных причин недовольства коллектива дирижером стал затянувшийся на два месяца открытый фестиваль под изнуряющим солнцем, жесткие методы руководства оркестром, нередко приводящие к конфликтам. Хотя по определению позиция “человека с палочкой” предполагает некоторые диктаторские полномочия. Таков уж порядок во всех оркестрах мира. Без исключения. Но такова и человеческая натура — достаточно один раз оступиться и дать слабинку, как тут же забывается все то хорошее, что было сделано на протяжении долгих лет.
Немаловажным аргументом в деле доведения маэстро до “финального пюпитра” стало распоряжение Минкульта о внутренней аттестации музыкантов оркестра, вызвавшее бурю возмущения не только самих оркестрантов, но и музыкальной общественности, в частности в лице ректора консерватории С.Сараджева и председателя Союза композиторов Армении Р.Амирханяна. Справедливости ради отметим, что на протяжении последних двенадцати лет после объединения Государственного камерного ансамбля и Ереванского камерного оркестра вновь образованный Государственный камерный оркестр считался самым высокооплачиваемым музыкальным коллективом в Армении. Но неужели за эти годы оркестранты не смогли разглядеть в Карабекяне неугодного “диктатора-самодура”? Почему, руководствуясь видоизмененным, но проверенным лозунгом “Нет пророкам в своем отечестве!”, было решено причислить Карабекяна к почетному лику изгнанников? Таких как Гергиев, Дурян, Чкнаворян… До каких пор мы будем приглашать соотечественников из диаспоры, а потом, изрядно поиспользовав, списывать их как вышедших из употребления и, поплевав в душу, отсылать на все четыре стороны? Исключением разве что был Александр Таманян, которому все же удалось избежать подобной участи.
Хотелось бы обратиться к истинным кукловодам спектакля “Смена дирижера”: неужели, для того чтобы посадить “на место” Арама Карабекяна того, кого наверняка собираются вскоре привести, необходимо было делать такой глубокий и неприличный подкоп? Неужели столь необходимо было для этого так низко опускать оркестрантов в глазах общественности, облачая их в личины серых доносчиков?..
Очень не хотелось бы верить, что весь этот спектакль состоялся по заранее утвержденному плану.
Если честно, широкому слушателю по большому счету безразлично, кто у пульта. Людям хочется слушать качественную музыку. Благо захлестнувшая волна осенних фестивалей предоставила широчайших выбор на любой вкус и цвет. И это замечательно! Но, с другой стороны, становится не по себе от мысли, что человек, немало постаравшийся обеспечить такую палитру талантов в нашей стране, сегодня предпочитает… замолкнуть. И уехать из исторической родины. Но нас не так уж много! Еще меньше талантливых людей. Один из них — Арам Карабекян. Неужели наша национальная самодостаточность находит свое максимальное отражение в поговорке “¶Эі Щ»йЗ` ісЗ лЗс»Щ” — и только?

P.S. На состоявшейся вчера пресс-конференции министр культуры Асмик Погосян заявила, что ни в коем случае не собирается подписывать прошение маэстро об отставке. “Я не разделяю политики, согласно которой человеческие ресурсы позволяют отказываться от таких людей. Поэтому категорически не согласна с отставкой худрука Государственного камерного оркестра”, — заявила министр. Она справедливо добавила, что Карабекян привнес в армянскую культуру новое качество и европейский вкус. По словам Погосян, Карабекян продолжает занимать должность художественного руководителя, а в оркестре назначен и.о. директора.