Антисемитизм армян – миф: почему Баку культивирует армянофобию

Резонанс22/02/2021

Армянские евреи не только заверяли, что не ощущают проблем, но и издали в прошлом году книгу, посвященную истории евреев Армении с первой половины XIX века до настоящего времени, напоминает историк Владимир Ружанский, realtribune.ru (19.02.21).

На такие публикации вообще-то лучше не реагировать. Как гласит народная мудрость: на каждый чих не наздравствуешься. Тем более что армянофобии в мире, увы, не меньше, чем антисемитизма. Но здесь я молчать не могу. Опубликованная израильским сайтом статья «Синдром проигравших: почему в Армении расцвел антисемитизм» написана не каким-нибудь дилетантом или недобросовестным журналистом, а человеком с богатой биографией – выпускником МГУ, сотрудником целого ряда престижных научно-исследовательских учреждений, в числе которых израильский «Яд Вашем», преподававшего в Институте стран Азии и Африки и в Еврейском университете Москвы Вячеславом Лихачевым.

Статья построена вокруг имевшего место 12 февраля осквернения памятника жертвам Холокоста и Геноцида армян в центре Еревана. От автора такого уровня можно было бы ожидать прежде всего более внимательного и добросовестного изучения информации, касающейся мемориала. Ну или хотя бы ознакомления с информацией по данному вопросу.

Дело в том, что уже в первых строках своей публикации, автор называет памятник в самом центре Еревана «мемориал памяти жертв Холокоста». Но это лишь часть названия. На самом деле этот мемориал воздвигнут в память как жертв Холокоста, так и в память о жертвах Геноцида армян. Кроме того, этот мемориал является достоянием не только местной еврейской общины, но также достоянием Республики Армения и столицы страны – города Ереван.

И, наконец, вандалы, осквернившие мемориал, оскорбили память как жертв Холокоста, так и жертв Геноцида армян. Проще говоря, эта провокация направлена против армян в не меньшей степени, нежели против евреев. Пишущему об этом печальном событии такие «детали» следовало бы знать.

Однако до конца не разобравшись с вопросом о том, кому посвящен оскверненный мемориал, автор сразу же переходит к причинам антисемитизма в Армении. Вообще-то логичнее было бы прежде привести конкретные факты, свидетельствующие о наличии антисемитизма в РА. Ну да ладно, как говорится, автору виднее.

Так вот, главную причину «роста антисемитских настроений в Армении» Лихачев видит в том, что «Высокотехнологическое оружие, поставляемое Израилем Азербайджану, многие армяне сочли одной из основных причин своего поражения в войне». Мне в связи с этим пассажем интересно, как бы реагировали израильтяне на поставки Арменией оружия, скажем, в сектор Газа, территории Западного Берега реки Иордан или ливанской «Хезболле»? И какова была бы реакция Израиля, если бы в течение сорока четырех дней от «армянского высокотехнологичного оружия, поставляемого Арменией сектору Газа» – миль пардон за перефразирование, гибли мирные израильские граждане, включая женщин и детей? Сохранило бы израильское общество свое хладнокровие, если бы речь шла об отрезанных головах пленных израильских солдат, а не армянских добровольцев? Вопросы, я думаю, риторические.

По большому счету, армянам любить Израиль не за что. Но дело даже не в этом. Лично мне непонятно, почему автор отождествляет неприязнь к Израилю и антисемитизм. Уж кому-кому, а дипломированному политологу следует знать, что кроме евреев, живущих в Израиле, есть еще еврейская диаспора, в том числе в Армении. Кроме того, у евреев диаспоры существует весьма богатый спектр мнений относительно происходящих в окружающем мире событий. Причем этот спектр мнений далеко не всегда совпадает с официальной позицией государства Израиль. Наконец, между любовью и ненавистью существует ещё целая гамма чувств и нелюбовь, в данном случае государству Израиль, не обязательно означает ненависть и тем более – ненависть к евреям.

К слову, мне непонятно, почему автор в одном из предложений Геноцид армян пишет с маленькой буквы и заключает в кавычки. Незнание правил грамматики или…? Оставим это на совести автора. Заканчивая свою мысль, украинский политолог и правозащитник пишет: «Именно этот контекст обусловил рост антисемитских настроений в стране. А на местную еврейскую общину, как это часто бывает, в Армении смотрят через призму внешней политики».

Интересно было бы узнать, кто же конкретно смотрит через призму внешней политики на местную еврейскую общину? Имена у смотрящих есть? Но еще больший интерес представляют факты, на которых основан вывод автора статьи о росте антисемитских настроений в Армении сегодня: где, когда и кем проводились исследования по данному вопросу?

Лихачев ссылается на «социологические исследования в последние годы», в частности, на опросы, проведенные в 2018 году Pew Research Center и Антидиффамационной лигой «несколькими годами раньше». При этом автор признает, что «методологию исследований критиковали, а армянские евреи заверяли, что не ощущают проблем». Но где опросы за 2020 год? И кто проводил подобные исследования сейчас?

Кстати, армянские евреи не только заверяли, что не ощущают проблем, но и издали в прошлом году книгу, посвященную истории евреев Армении с первой половины XIX века до настоящего времени. Изданная на трех языках книга «Евреи Земли Ноя» создана на основе большого количества исторических источников и полностью развенчивает созданный азербайджанской пропагандой миф об антисемитизме армян. И я бы рекомендовал всем, кто собирается писать о взаимоотношениях евреев и армян, прежде, чем огласить собственные умозаключения, ознакомиться с этой книгой.

Разбирать все пассажи этой публикации не имеет смысла. Чего, например, стоит одно только данное утверждение: «Раньше антисемитские настроения носили здесь латентный характер. Претензии к общине сводились к часто повторяемому вопросу «Почему Израиль не признал геноцид армянского народа?»». Задавая такой вопрос, человек автоматически становится антисемитом? Могу успокоить автора: данным вопросом задаются не только армяне, но и евреи, в том числе и израильтяне – достаточно вспомнить профессора Яира Орона, во всеуслышание заявившего, что «израильтяне должны были первыми признать Геноцид армян».

В конце публикации Лихачев пространно рассуждает о политической ситуации в Армении. Свои рассуждения автор завершает следующим пассажем: «Армянское общество подавлено, шокировано, разочаровано, склонно к поиску врагов и готово к полному подчинению России. Такой контекст крайне благоприятен для «охоты на ведьм», практически неизбежной после возможной смены власти – впрочем, и сейчас уже некоторые шаги и кадровые решения демонстрируют показательное стремление дистанцироваться от «соросят». В такой атмосфере армянские евреи могут оказаться под сильным давлением».

Я не знал, что Лихачев в совершенстве владеет армянским языком, успел побывать в Армении и изучить местные реалии. Могу заверить автора, что у армян достаточно проблем и работы по их разрешению. Это прежде всего возвращение пленных, поиск пропавших без вести бойцов, помощь семьям погибших и инвалидам, обеспечение жильем, работой и всем необходимым беженцев. Восстановление разрушенного и построение сильного, жизнеспособного государства, наконец. Поэтому как-то не до ваших ведьм, дорогой автор.

Кстати, полиция уже задержала одного подозреваемого в осквернении мемориала жертвам Холокоста и Геноцида армян. Без лишнего шума и заявлений, армянские стражи порядка хорошо справляются со своей работой.

Владимир Ружанский – историк, специально для ИА Реалист