“Александр Самсонович одобрил бы мой выбор”

Культура25/10/2018

31 октября исполнится годовщина смерти известного деятеля культуры, художественного руководителя Ереванского русского театра им.К.Станиславского, народного артиста Армении Александра Григоряна. В театре пройдет одна из лучших григоряновских постановок: «Поминальная молитва» — спектакль-реквием в его память. К этому времени театр обрел нового художественного руководителя Карена Нерсисяна.

Сразу же после смерти Григоряна началась волна разговоров и пересудов о новом худруке. Равнозначного кандидата на эту важную для театра (для любого театра) должность в обозримом армянском театре не было. Точнее, были, но каждый пребывал при деле. Тогда Минкультуры сочло, что поскольку в театре есть директор, то спешить не надо. Отметим, что много лет по уставам театров Армении должности худруков и директоров – назначаемые должности. В театре Станиславского с 1999 года на должности директора работает Фред Давтян, заслуженный артист республики. Это благодаря в значительной мере его усилиям работа театра после Григоряна не дала сбоя и не останавливалась ни на день. «Театр никогда не должен стоять», — таково было кредо Александра Григоряна, которого он придерживался даже в самые темные и холодные сезоны 90-х. Вялотекущий поиск художественного руководителя продлился вплоть до отставки предыдущего министра культуры Армена Амиряна. Потом случилась «бархатная» революция, что опять же отдалило перспективу найти худрука. Новоназначенный министр Лилит Макунц обратила взор на эту актуальную проблему через месяц. Между тем перманентные разговоры и слухи о новом худруке разгорелись с новой силой. Минкультуры наконец решило, что надо объявить открытый конкурс. А пока то да се, Макунц пришла в театр и, ко всеобщему удивлению, объявила, что творческий коллектив сам должен выбрать своего художественного лидера, а также, что Фред Давтян останется врио худрука по 1 октября. Театр кипел неземными страстями, образовались «фракции», кто за кого, кто кого и т.д. – как и бывает в каждом театральном коллективе в подобных экстремальных условиях. Кандидатов на худрука к этому времени набралось 5 со своими программами и отрывками из спектаклей. Минкульт рассмотрел их и остановился на Сурене Шахвердяне и российском режиссере, уроженце Еревана Карене Нерсисяне. Им было предложено сделать спектакль, после чего и будет окончательный выбор. Это заняло бы как минимум полгода. Коллектив же бурлил, атмосфера сгущалась. Тут директор Фред Давтян сделал ход конем: выбрал Нерсисяна и дал соответствующий приказ. На что имел полное право: в армянской театральной действительности директор – главный человек в театре. Он принимает на работу, увольняет и т.д. Фред Давтян считает, что худруком может и должен быть только режиссер. Карен Нерсисян именно такой. Окончил с красным дипломом наш театральный институт, поставил в Ереване три спектакля, потом, по его словам, «метнулся» в Москву… С тех пор осуществил более полусотни спектаклей на столичных сценах, в Нижнем Новгороде, в Рязани, Барнауле, Тольятти, Алматы, в США и Чехии. Его «Ревизор» побывал на многих фестивалях. В Волгоградском театре кукол ставит «Ночь перед Рождеством». Снимал отдельные серии в телесериале «Любовь как любовь». Короче говоря, человек опытный и энергичный. «Я видел около двух десятков работ Нерсисяна. Все они очень интересны», — говорит известный театральный критик, председатель многих российских фестивалей Ал.Иняхин. «Он профессиональный и грамотный режиссер – то, что сегодня в режиссуре не хватает», — это мнение критика и актера В.Дьяченко. Подобных лестных мнений о новом худруке более чем достаточно.
Незадолго до назначения Карен Нерсисян дал интервью агентству «Регнум»: «За это время (контракт с ним заключен на год. — «НВ») можно найти общий язык с коллективом, выпустить пару спектаклей, запустить несколько лабораторных и образовательных проектов. Это при условии всеобщего конструктивного настроя. Можно пробудить зачатки новой волны интереса к театру, — сказал Нерсисян. – Я буду строить дом… Дом уже есть, он родной для меня, но пока не мой, он требует переделки: что-то нужно перестроить, что-то бережно сохранить, может быть, что-то потребуется восстановить. И обязательно будем достраивать и развивать».
Примечателен ответ на вопрос, что может заставить его пожалеть о работе в Ереване. «Если работа в театре обернется склоками и мышиной возней. Если окажется, что театр нужен только мне», — ответил Нерсисян.
Хочется быть уверенным, что он не пожалеет о своем назначении в театр Станиславского. «Мне кажется, что Александр Самсонович одобрил бы мой выбор», — говорит Фред Давтян.