Политика08/06/2020

ПОЧЕМУ АРМЯНЕ НЕ ШВЕДЫ?

 

          Если бы Дональд Трамп обращал на Армению чуть больше внимания, чем уделяет ей сегодня, то услышать «они еще поплатятся» пришлось бы и нам. Между тем, слова  президент США адресованы Швеции, которая отказалась вводить строгий карантин, но сделала это с самого начала пандемии.

 

Как было у нас? В начале борьбы с вирусом века особыми строгостями мы себя тоже не обременяли, правда, позже правила поведения дома и на улице ужесточили, ввели чрезвычайное положение, сегодня его продлили, тем не менее, заметные облегчения позволяли говорить, что да, жить стало легче, жить стало веселее.

Что такое антивирус «по шведски»? Примерно так же самое, что и у нас: мойте руки перед едой, избегайте многолюдных мероприятий и поездок по стране, так называемая  «социальная дистанция» практикуется и там, и здесь, вместе с тем врачи советуют больше гулять, дышать свежим воздухом для укрепления иммунитета и большинство общественных мест в Швеции открыто.  Как ни странно, с середины апреля количество умерших там ежедневно снижается.

Объявленная же у нас  не так давно «вольница» (можно работать, пользоваться общественным транспортом, посещать кафе, рестораны и т.д.) проводить какие-то параллели со скандинавами позволяет. Однако…

Смотрим на результаты. Даже в условиях жестких строгостей прошедших месяцев число инифицированных коронавирусом у нас больше, чем у шведов, смертность выше, чем у соседей, проседание экономики ожидается ниже, чем в целом в СНГ. Что может произойти? Диагноз поставил Пашинян: Армения дошла до критической ситуации и идет сквозь ад.

Упорство, с которым мы продолжаем ничего не замечать, само по себе вызывает вопросы. А замечать не хотим главное  – мы не немцы, не шведы, не финны, для которых закон – непререкаем, решения местных властей не обсуждаются, а выполняются, дисциплинированность в крови, ментальность, имея в виду склад души, сознания иная. Нет свидетельств, что мы очень похожи, зато есть мнение, что это вовсе не так. Самое свежее: проводить свадьбы всем нельзя, а начальнику Генерального штаба Давтяну можно? Хотя, сегодня женят сыновей и выдают замуж дочерей не только генералы.

Мы с итальянцами, испанцами, греками точно не скандинавы, но если хотим, чтоб предприятия работали, зарплаты (какие ни есть) шли, малый и средний бизнес окончательно не увял, а воспрял с перспективой цвести и колоситься, два условия для нас обязательны: неукоснительно соблюдать все условия комендатуры и ответственность за себя и своих близких должен нести каждый. Другой вопрос – насколько требования комендататуры  толковы?

Чем еще интересен шведский путь? Обратите внимание: самоизоляция (даже в нашем неряшливом исполнении), рост тревоги и депрессии, неуверенность в том, сохраним ли работу и доходы после коронавируса – с одной стороны. Стресс на этой почве и скачкообразный рост преступлений с марта месяца и дальше – с другой. Связано ли одно с другим? Еще как связано.

Из результатов исследований, проведенных в  университете Северной Каролины (США).  Лабораторных мышей поместили в условия «социальной изоляции» и уже через две недели установили изменения: увеличение экспрессии  некоторых белков мозгу сделали животных заметно агрессивнее. Мы, понятно, не мыши, но вспомним примеры домашнего насилия, случаи самоубийств, нападений на людей и банкоматы. Все чаще звучат вопросы: «как не сойти с ума», «как справиться с беспокойством», «когда все это закончится?».

А ведь есть еще и проблема отложенного эффекта. Не следует поддаваться очарованию метеорологического момента: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит… Лето уже началось, а вирус и не думает сдаваться.

Не следует также игнорировать и размышления бывшего главы корпорации Microsoft Билла Гейтса. «Вспышка коронавируса COVID-19 может превратиться в смертельную пандемию, которой сейчас опасается весь мир», считает он. Миллиардер сравнил скорость распространения новой инфекции по всему миру с серьезностью эпидемии испанского гриппа 1918 года («испанки»), которая в двадцатом веке унесла жизни более пятидесяти миллионов человек.

По расчетам редко ошибающегося Билла Гейтса коронавирус имеет риск летального исхода около одного процента, а этот показатель делает его в несколько раз более серьезным, чем типичный сезонный грипп, и помещает COVID-19 между пандемией гриппа 1957 года (0,6%) и пандемией «испанки» 1918 года (2%).

Обобщая сказанное, о чем кино? О том, что расслабляться еще очень рано. Да, время жить, но и время стать комендантом для себя и своего дома, чтоб адресованное шведам от Трампа  «они еще поплатятся», прошло мимо нас.