“По нашим данным, в Турции проживают минимум 7 миллионов армян, т.е. хемшил, скрытых армян, криптоармян и стамбульских армян”
Об амшенских — мусульманизированных — армянах, проживающих в Турции, то есть о хемшилах, мы писали не раз. И не случайно. С каждым годом они все более и более ощущают себя армянами и возвращаются к национальным историческим корням. Процесс удивительный и очень интересный — ведь ислам им был навязан силой. Недавно амшенский соотечественник Ялмаз ХЕМШИНЛИ рассказал одному из армянских сайтов о нынешней ситуации с амшенцами-хемшилами в Турции.
Они такие же армяне, как ширакцы и сюникцы, лорийцы и джавахкцы, арцахцы и котайкцы. Как все армяне диаспоры. У нас одна и та же кровь, те же гены. При этом мы никогда не задумывались о том, как же мы, армяне-христиане, относимся к соотечественникам, принявшим ислам. Оказывается, вполне толерантно, но с оговорками.
Амшенские армяне участвуют во всех сферах жизни Турции, включая политику, культуру, телевидение, спорт и так далее. Большая часть амшенских армян проживает на северо-востоке Турции (данный регион в Турции именуется как Hamsen (Амшен), более 75% населения которого составляют этнические армяне (хемшилы).
В Амшене проживают также лазы, турки, греки и т.д. Стоит особо отметить, что турецкие официальные данные систематически занижают данные о хемшилах, при этом они называют хемшилов “частью турецкого общества”, то есть турками, что не только является неправдой, но и оскорбляет наше национальное достоинство.
Да, большая часть хемшил исламизирована, но этот совсем не значит, что мы лишились национальной идентификации. Среди хемшил и сегодня есть люди, возвращающиеся к христианству, меняющие мусульманские имена на армянские и общехристианские. Еще больше хемшилов остаются привержены исламской религии, но дома молятся на армянском языке.
Представителям нацменьшинств жить в Турции нелегко, особенно армянам, грекам, арабам, курдам, то есть автохтонным народам, имеющим исторические основания на жизнь в Турции, в отличие от турок. В Конституции Турции, статья 66, написано, что каждый гражданин Турции является турком, именно поэтому, согласно официальным данным переписи, свыше 90% населения Турции составляют турки.
В самом Амшене жизнь для хемшилов, благодаря компактному проживанию и изолированности региона, достаточно терпима. Возможно, поэтому в последнее время турки пытаются проникнуть в наш регион и развить у нас туризм. В Амшене также проживает много лазов (исламизированных грузин), у которых с армянами вполне дружеские отношения. Немало также греков-мусульман (урумов) и понтийских греков, отношения которых с хемшилами можно назвать братскими.
Согласно официальным данным, в Турции проживают 150-200 тысяч армян (в основном в Стамбуле) и хемшилы, которых они называют турками. Однако по нашим данным, в Турции проживают минимум 7 миллионов армян, т.е. хемшил, скрытых армян, криптоармян и стамбульских армян. Конкретнее могу сказать о северо-востоке Турции — об Амшене.
Данный регион представлен в Турции 7 илами (областями): Артвин, Орду, Трабзон, Ризе, Байбурт, Гюмюшхане и Ардаган, также северные части илов — Эрзерум и Карс. Общая площадь — 45 тысяч кв.км, население — около 5 миллионов человек. 1. Хемшилы — 3 миллиона 820 тысяч человек. 2. Лазы — 750 тысяч человек. 3. Греки — 180 тысяч человек. 4. Другие (турки, курды, русские….) — более 250 тысяч человек.
Перепись (или опрос) проводилась мною лично, а также моими знакомыми (в общем, пара сотен человек). Начали мы в 2008 году, а закончили в 2010. Проводить какие-либо опросы в Турции очень тяжело, они считаются незаконными. Кроме того, отвечают не все, потому что многие боятся последствий. Цифры не конкретные, а лишь приблизительные, но, в общем, они довольно точно отражают действительность и наши данные.
Отношение большинства хемшил к армянам братское, так как мы — один народ, но есть и уже сильно тюркизированные личности, или люди, которые, слыша как отзываются о хемшилах армяне Армении и диаспоры, крайне негативно относятся к слову еrmeni (армянин) и просят, чтобы их называли hemsinli (хемшилы).
В 1461 году Амшен был захвачен турками. После османского завоевания на протяжении XVI-XVIII веков значительное число амшенцев было вынуждено к принятию ислама, однако им удалось сохранить свой язык и культуру. Исламизированные амшенцы (хемшилы) долгое время не преследовались турецкими властями. В XIX веке хемшилы населяли причерноморское побережье Османской империи.
Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своем переселялись в западную часть Понта: в Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции, а позднее также на черноморское побережье Российской империи. Лишь в отдельных районах Амшена, например, в местечке Елиовит, сохранялось христианское население. В начале XX века в связи с геноцидом армян и войной за независимость Турции (вот как идеология может извратить историю) большинство спасшихся амшенцев — христиан Турции эмигрировало в Россию. Группа амшенцев из Адапазары нашла убежище в Армении. Стоит отметить также, что хемшилы-мусульмане во время геноцида армян помогали своим братьям армянам и сражались против турок.
В 1878 году по Сан-Стефанскому мирному договору в состав Российской империи вошел Батумский округ, на территории которого располагались двенадцать хемшилских сел. 25-26 ноября 1944 года хемшилы вместе с греками, курдами и турками были депортированы, как “неблагонадежное население”, из Аджарии в Киргизию и Казахстан.
16 января 1970 года на северо-востоке Турции (Хопа, Артвин, Орду) вспыхнуло восстание хемшил, погибли более 1000 человек, а лидеров группировок арестовали. Восставшие требовали автономии, а также признания их как части армянского, а не турецкого этноса.
В 1982-1984 годах 22 хемшилские семьи переехали из Киргизии в Апшеронский район и примерно в это же время вместе с первыми семьями турок и курдов — в станицу Пшехскую Белореченского района Краснодарского края. Межнациональные конфликты в Средней Азии подтолкнули в 1989-1990 гг. около 200 хемшилских семей из Киргизии бежать в Краснодарский край.
В конце 1980-х хемшилы Казахстана направили петицию правительству СССР с просьбой разрешить им переселиться в Армению. Однако их просьба была отвергнута Москвой ввиду опасений, что переселение мусульман в Армению может вызвать конфликт с христианским населением.
В Амшене на протяжении нескольких веков делается все, чтобы сохранить свою армянскую идентификацию. Хемшилы не ассимилировались, хотя были разные методы со стороны турецких властей, которые продолжаются и по сей день.
В Армении особо на тему Амшена не говорят, лишь отдельные личности посещают иногда наш регион из Армении и диаспоры, но у правительства Армении нет интереса к данному региону, зато этот интерес появляется у соседа Армении — Грузии, которая уже объявляла несколько раз северо-восток Турции историческим регионом Грузии, а хемшил — тюркизированными и исламизированными грузинами.
Стоит при этом отметить, что прямого территориального вопроса к Турции они не предъявляют, так как у них вполне хорошие отношения с ними (политические и экономические), а разрушать это все из-за придуманного ими же мифа они не хотят. В общем связь почти отсутствует, естественно, хочется, чтобы в Армении начали больше интересоваться данным регионом, так как хемшилы — это армяне, а Амшен — земля армянского народа.
Более 90%, а это абсолютное большинство хемшил, мнения которых совпадают с нашим, полностью солидарны с нами. Однако важнее, чтобы нас приняли наши братья по ту сторону границы, как своих братьев АРМЯН, ведь кровь важнее всего.
Как относятся армяне-христиане к армянам-мусульманам ?
…Если брать в пример исламизированных (отуреченных) армян бывшей Западной Армении, которые остались, пожертвовав верой, на своей исконной территории после геноцида, то мое мнение, что они сделали правильно! Я бы сделал то же самое, но не стал бы мешать кровь с турками после этого и детям говорил бы, что мы — армяне! А веру они бы в наши дни и сами выбрали бы, только живя на своей древней, любимой территории, а не где-то в Америке, Франции, Ливане и еще где-нибудь. Главное — передать правду о своем народе, о том, кем ты родился…
***
…Исламизированные (после геноцида) армяне восточных вилайетов Турции для меня не армяне, так как они смешались (генетически) практически полностью с турками. То есть армянский ген все еще пребывает на своей древней территории, но его носители уже на 90% — турки…
***
…Мое мнение, что кровь выше всякой идеологии! Желательно, конечно, чтоб армяне имели единение вокруг хотя бы одной религии, но было бы еще лучше, если б эта религия называлась Родина!
***
…“Главное, чтобы человек был хороший”. И делить один народ по отношению к религии не стоит, это разделяет нацию, а мы в каждом посте пишем о единении, братстве и т.д. А так можно делить людей до беспредела. По религиозной принадлежности, по цвету глаз, по цвету кожи, по пристрастиям к музыке и т.д. и т.п.
***
…Думаю, что если ты мусульманин и армянин, то смешиваться с турками не стоит ни при каких условиях.
***
…Я воспринимаю религию, любую, как мифологизированное мировоззрение древних. Для меня нет большой разницы между язычником, шаманистом, христианином, мусульманином и, скажем, буддистом. Но вот ААЦ, в частности, сыграла в свое время очень важную роль в сохранении и выживании моего народа. В этом смысле она от других религий отличается. Родовая вера древних армян сформировала наш народ в принципе. Это тоже не может не вызвать моего почтения к этой форме мировоззрения. А если ты лично предпочитаешь верить в Аллаха, ну, например, так сложилось в твоей семье, — то верь и никого не спрашивай. Это твое дело. Но все же я б советовал тебе разделить традицию от мировоззрения. Не в средние века живем.
***
…Да, есть такое явление, армяне-мусульмане. Мое отношение к ним? Да нормальное отношение. Есть армяне-католики, православные, огнепоклонники, родноверы, есть и мусульмане… Плохо ли это? Считаю, что нет. Часть моих предков приняла в свое время ислам… А что было делать? Жизнь у них так уж сложилась.
***
…Нормально отношусь… каждый человек вправе сам выбирать для себя любой путь, в том числе духовный, и в кого верить… главное не забывать, что ты армянин!
***
…Умеренно отрицательное. Но не к людям, а к самому факту перемены веры. Человек не перестает быть армянином, также как и не перестают быть армянами те, кто меняет язык, обычаи, фамилии, имена и т.д., но факт измены уже не хорошо. Откровенно говоря, я считаю это предательством. Никому не в обиду, сам не верю в светлое будущее моего родного языка.
***
…Интересно, как армяне-мусульмане смотрят на армян-христиан? Вот, к примеру, если начнется заварушка, что нож к шее и говори, что, кроме Аллаха, никого нет или как там происходит обращение неверных по Корану? Вот где собака порылась, на мой взгляд. Если мусульманство унаследованное, то это как бы не от человека зависело. Другое дело, если новообращенный и идейный такой — все суры прочитал и, а нy, гяуров резать и камнями неверных жен закидывать. Опять же — религия и вера вещи разные. Вон сколько среди армян атеистов или вообще об этом не задумывавшихся.
***
…Вот про смену веры (скорее религии) согласен. Все народы, которые меняли религию, как-то отличаются. На память приходят литовцы (вроде православными раньше были), ну и потом множество наших окатоличенных братиев. Кто еще? Да, наши соседи “албанцы”…
Однако приходилось встречать армян и русских, у которых армянской или русской крови было ноль целых ноль десятых. И все же учили армянский или русский и крестились взрослыми уже, потому что принимали соответствующую церковную доктрину. А также встречал много 100% по крови армян и русских, которым ни до Родины, ни до религии дела нет. При чем тут кровь?
Ялмаз ХЕМШИНЛИ